Россия опять решила всех опередить | CBS MEDIA
CBS MEDIA

Россия опять решила всех опередить

27.09.2020 В мире
Беспилотник – уже обычное явление, но пока больше в воздухе. Россия же решила выводить их на воду.

Уже первого октября будет дан старт эксперименту по эксплуатации в России беспилотных судов. Соответствующие министерства и ведомства уже поддержали проект постановления правительства. Запускать беспилотники может любая судоходная компания, но пока в ограниченных районах: в  Ленинградской, Астраханской, Калининградской, Магаданской, Мурманской, Ростовской, Сахалинской областях, а также в Краснодарском, Приморском и Хабаровском краях. Длится будет эксперимент аж 5 лет. За счет беспилотников судовладельцы, как полагают власти, смогут сэкономить на издержках, связанных с содержанием экипажа.

Впрочем, громкое заявление — это, скорей всего, из той же области, что и первая в мире регистрация вакцины от коронавируса. Мы, дескать, опять всех опередили. Но только эксперимент начать вряд ли получится, потому как полностью беспилотных гражданских  судов в стране пока нет. Идея такая в Россия появилась в 2016 году, когда сразу три судоходные компании пожелали поучаствовать в проекте. Год назад Минпромторг заказал разработку единой платформы безэкипажного управления морскими судами коммерческого флота за 311 миллионов рублей. А работа над проектом началась лишь в начале 2019 года. Несколько компаний бьются над автоматизацией судов. Пока толком ничего не добились. К примеру, «Росморпорт» выделил для проекта два технических судна, но поясняет, что о каких-либо результатах проекта говорить еще преждевременно. В другой компании «Пола Инвест» выделили для эксперимента одно судно и мечтают, что проведут несколько рейсов с управлением им «с берега, из центра в офисе». Но когда это будет – ответа нет. Некоторые оптимисты считают, что массовое внедрение автономных судов в мире ожидается лишь в ближайшие пять—десять лет.

Пока только мечты, напоминающие больше сладкие ожидания Ильи Обломова. Вот появятся беспилотные суда, и судоходные компании смогут сократить 15–30% операционных затрат, рентабельность резко скакнет вверх. Отпадет необходимость в высококвалифицированных моряках, дефицит которых сейчас достигает 20%. А новые условия труда для сухопутных мореходов станут весьма привлекательными и комфортными, ведь работать нужно будет не в открытом море, а в теплом, уютном и безопасном офисе.

Но в России, не справившись с одной задачей, ставят очередную. Как поется в песне: «на подвиги страна зовет. И время торопит нас идти вперед». Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» решило включить в одну сеть существующие российские подводные, надводные и воздушные беспилотные аппараты, чтобы с большей эффективностью проводить научные исследования. В будущем они надеются создавать системы, обеспечивающие навигацию, связь и управление разнородными роботизированными комплексами. А для научного эксперимента в фонде перспективных исследований собираются создать новый подводный аппарат с автономностью в три месяца. Аппарат отправится по маршруту Челюскина, но только под водой. Если конечно его построят.

Есть ли вообще в мире беспилотные гражданские водные суда? Есть, но пока не полностью автономные.  В Норвегии создан электрический автономный контейнеровоз, работы над которым должны закончится в этом году. Это судно сможет заменить 40.000 рейсов грузовых машин в год. Для полной автономности потребуется специализированное погрузочно-разгрузочное оборудование «судно-причал» и погрузчики для обработки груза на причале. На борту судна будет небольшая команда, которая станет следить за корректностью работы всех систем. Но в окончательном варианте судно будет полностью автономным.

Одна из японских компаний работает над разработкой «автопилота» для грузовых кораблей. С помощью этой системы планируют создать сотни автономных кораблей. В британской компании Rolls-Royce Holdings считают, что создадут полностью беспилотные водные суда к 2025 году. Пока же там планируют устанавливать на суда систему предупреждения о столкновении.

В целом же специалисты считают, что пока невозможно внедрить на водных судах 100 % автоматизацию. Возможна только комбинация автопилота и телеуправления, когда команда операторов, включая капитана, следит за передвижением и работой систем беспилотников с берега. Ну а в России уже дали старт эксперименту по эксплуатации беспилотных судов, которых страна еще и не имеет. Они появятся, понятно, но говорить сразу о букве Б, забыв о букве А, как-то странно.

 

 

Pin It on Pinterest