«Простая просьба»: я знаю, ты сможешь меня найти | CBS MEDIA
CBS MEDIA

«Простая просьба»: я знаю, ты сможешь меня найти

Stephanie (Anna Kendrick, left) and Emily (Blake Lively, right) in A SIMPLE FAVOR. Photo credit: Peter Iovino
Скачущие кадры и заглавные титры под бойкую французскую поп-композицию, которую почему-то не определил с первого раза Shazam, задают тон всему фильму. Здесь есть что-то от «Бондианы» и что-то от «Розовой пантеры»: так же эффектно, и так же затянуто. Но общая атмосфера впечатляет — «Простая просьба» — концентрированный саспенс, будто закачанный во флакон духов от Нины Риччи и потихоньку распыляемый на зрителя по ходу просмотра. Через неполных два часа он будет благоухать, подобно майской розе. Или лежать без чувств.
Но не будем опережать события, а начнем с начала, а именно с режиссёра сего шедевра — Пола Фига. Пол — автор вариативных «женских» фильмов — в разные годы главной героиней его картин становилась Мелисса Маккарти — «Шпион», «Копы в юбках», «Охотники за приведениями» — вот неполный список совместной фильмографии. Но в «Просьбе», этом нуарном триллере, просто непозволительно было бы использовать даже такую многогранную, но всё же сугубо комедийную актрису, как Маккарти. Отойдя от принесших ему мировую известность юмористических блокбастеров со стрельбой и туалетным юмором, режиссер предпочел акцентировать внимание на сюжете, искрящимся неожиданными поворотами и в то же время остро социальном, высмеивающим пороки общества. Соединив воедино атмосферу провинциального уюта американского пригорода, глубокий внутренний мир героев, современную французскую музыку и щепотку аляпистых шуток, Фиг получил нечто мультижанровое — то, что нельзя однозначно отнести ни к триллеру, ни к драмеди. (Назвав выше фильм «триллером», я отдаю честь PR-специалистам «Централ Партнершип», указавшим именно этот жанр в пресс-релизе.
По этой же незамысловатой логике Пол Фейг превратился в Пола Фига, до простит меня автор картины. Впрочем, это уже совсем другая история) Сам же режиссёр признаётся, что хотел поэкспериментировать над базовой формой триллера, привнеся в неё что-то новое, авторское, немного нарушив каноны и привычные принципы построения картины. «Обожаю, когда половину фильма ты смеешься, а половину — боишься, — говорит мастер. Поставив цель усилить контрастное восприятие, Фиг принял решение, согласно которому в фильме все пугающие, жуткие действа происходят при свете дня — никто не нагнетает мрак, не сгущает краски — тут всё напоказ. И в этой нарочитой открытости вся притягательность этой картины. «Простой просьбе» и её литературной основе — дебютному роману Дарси Белл («Простая услуга»), ставшему одним из бестселлеров прошлого года, непросто подобрать будь то художественный или экранный аналог — критики сравнивают её с «Исчезнувшей» Финчера, однако «Просьба» на порядок ярче раскрывает дух нового времени, ведь Стефани, главная героиня, являет собой пример современной матери, которая ко всему прочему ведёт собственный видеоблог, за развитием которого мы наблюдаем по ходу просмотра. На экране сталкиваются диаметрально противоположные психотипы — мать-протектор, мать-организатор мероприятий, мать-кондитер и мать-циник, мать-карьерист. Но при всех явных различиях главных героинь объединяет наличие тёмного прошлого, которое кем-то до последнего скрывается, а кем-то выставляется напоказ после нескольких рюмок спиртного. Как говорится: three drinks later. Режиссёр рекомендует зрителю не загоняться и не заключать Стефани в клетку стереотипов — потерпите десяток-другой минут и вы поймёте, что она не так проста и наивна, как могло бы показаться. «У Стефани есть и другие стороны; она полна загадок», — уточняет Фиг. Девушка пройдёт большой путь. Он тернист, но по итогу кардинально перевернёт мировоззрение героини — она нос к носу столкнётся с манипулированием и осознает, что мир жесток, что окружающие пользуются её доверчивостью и альтруистическими побуждениями в корыстных целях. А иногда просто смеха ради. Что, должно быть, ещё более обидно.
Что тут скрывать — киноадаптация напрашивалась, вы и сами это понимаете, и напросилась — еще до выхода в свет литературного произведения сценарист картины — Джессика Шарзер («Грязные танцы», «Нерв», «Говори») приступила к работе над проектом, сделав упор на распространённую проблему девушки, попавшей в некое затруднительное положение. В то же время, прекрасно осознавая тот факт, что зритель прекрасно осведомлён о типичных законах жанра, Шарзер несколько отходит от них. Здесь рассматривается не столько «выход из зоны комфорта», сколько выход из устоявшихся социальных ролей, которые закрепились за женщинами. Фабульная тема также — необходимость сделать выбор, выбор классический — между семьёй и карьерой. Как пойти на компромисс с самим собой? Возможно ли это в принципе? За её раскрытие в картине отвечает обворожительная Анна Кендрик, номинант на премию «Оскар» за роль в райтмановском «Мне бы в небо». Пол Фиг, по его собственному убеждению, не видел в этой роли никого другого — он был настолько убеждён, что Кендрик справится с поставленной задачей, что как такового кастинга по сути и не было. Но наблюдать за Блейк Лайвли, в чьём исполнении кризисный менеджер — холодная и субтильная Эмили, «слишком сексуальная, чтобы сдаваться», выглядит максимально эстетично, будет поприятнее – на фоне почти что кукольной Кендрик Лайвли выглядит большой актрисой. Она и есть большая актриса – стоит вспомнить хотя бы «Век Адалин» Ли Кригера, но снимаясь в подобного рода фильмах можно смело забыть о всей своей мнимой именитости и всех номинациях – приходится заново выкладываться по полной.
Кто кого сыграл в контексте ролей второго плана не столь интересно — едва ли вам удастся увидеть «Просьбу» на языке оригинала, ведь даже пресс-показ проходил на всем понятном великом и могучем. Посему выделять здесь кого-то одного из молодых и набирающих обороты актёров не представляется возможным — посредственная озвучка сводит все старания на нет. Из всей плеяды исполнителей зрителю могут быть знакомы Дастин Миллиган, недалёкий сержант Фридкин из «Детективного агентства Дирка Джентли» и Эндрю Рэннеллс, Крантц из «Девочек». Тренд, связанный с омоложением каста ролей второго плана, не случайность, а осознанная задумка команды проекта.
«Простая просьба» — тот кинопродукт, который не хочется называть кинопродуктом, хотя в этом нет ничего предрассудительного. Подобно небезызвестному сериалу «Большая маленькая ложь», сюжет являет собой тонко сплетённую сюжетную паутину, постепенно разматывая которую, зритель натыкается на всё новые и новые загадки и потаённые тайны героев повествования. Фильм будет интересен и для «диванных детективов» — намёки и подсказки кроются здесь на каждом шагу — только успевай складывать пазл. Это далеко не триллер, скорее – криминальная комедия в духе времени, которая хоть и пытается затянуть зрителя в водоворот страстей, но делает это спустя рукава. Вместе с тем, фильм снят виртуозно. Впрочем, по-другому и быть не могло, если за камерой Джон Шварцман, оператор-ас, подаривший нам «Армагеддон», «Мир юрского периода», «Скалу» и «Перл-Харбор» и просто одноклассник режиссёра. Вот же совпадение! Ах, бросьте, это же неважно. Важна получившаяся гармония, образованная законченными образами героинь, дополняемыми убранством жилищ и дизайном костюмов, коих на главных героинь пришлось без малого по 40 штук. А в целом получилось очень даже ничего – бойко и динамично, хоть порой и предсказуемо. Пол Фиг слишком долго снимал комедии, чтобы с места в карьер научиться до последнего держать интригу. И да, у меня к вам простая просьба… – ставьте лайки и пишите комментарии.

Читать на <a href="Читать на Яндекс Дзен.» target=»_blank» rel=»nofollow noopener»>Яндекс Дзен.

Pin It on Pinterest