«Не время умирать»: конец прекрасной эпохи | CBS MEDIA
CBS MEDIA

«Не время умирать»: конец прекрасной эпохи

"Пока мы продолжаем оглядываться, прошлое не умрёт": в прокат выходит юбилейный, 25-ый фильм "бондианы". И последний для Дэниела Крейга в роли Бонда.

Премьера была намечена ещё на весну 2020 года, но пандемия внесла свои коррективы, и EON Productions отложили выход картины в широкий прокат. Откладывать пришлось несколько раз. И вот, 30 сентября первые зрители в Великобритании наконец увидели то, чего так долго ждали. Дэниел Крейг в «Не время умирать» предстанет перед зрителем в роли коммандера Бонда в последний раз — никто этот факт не скрывал, включая и самого актёра. И этот финальный аккорд, последняя битва против мирового зла определённо не оставит фанатов равнодушными. Чувствуется размах, чувствуется работа сразу четырёх сценаристов, одной из которых стала приглашённая лично Крейгом Фиби Уоллер-Бридж («Убивая Еву») и, конечно, чувствуется рука мастера — после ухода из проекта Дэнни Бойла своего рода кризисным управляющим назначили молодого и полного энтузиазма Кэри Дзёдзи Фукунагу, который стал первым человеком с американским паспортом в кресле режиссёра «бондианы». И несмотря на все пертурбации, долгий подбор режиссёра и смену команды, лента вышла на удивление стройной, получился каноничный приключенческий боевик: завязка, кульминация, развязка, много экшн-сцен, ничего лишнего, хотя, напомню, два часа сорок пять минут — хронометраж весьма внушительный и для франшизы рекордный.

«Не время умирать», прежде всего, хорош тем, что здесь есть настоящая лав-стори, немыслимая для ранней «бондианы», перетекающая из фильма в фильм, не мимолётная увлеченность очередной «девушкой Бонда» и не встреча на одну ночь. Возлюбленная (Леа Сейду), дети, автопутешествие по Европе на любимом Aston Martin DB5, «завтрак включён в стоимость проживания» — этого ли мы ждали от Бонда? Тот ли это Бонд, что сошёл со страниц Яна Флеминга? Экс-агент МИ-6 уходит на покой после продолжительной и богатой на события службы. Кажется, вот оно — счастье, но не стоит забываться — бывших агентов, как известно, не бывает. Кажется, Бонд и сам уверен — это всё ненадолго. Скоро прошлое напомнит о себе и устроит герою достойные проводы.

«В «Не время умирать» был очень крепкий сюжет, который требовал завершения, много завязок, ждущих развязки, — дополняет Крейг. — Мне кажется, мы сумели рассказать повесть до конца и со всем разобраться»

В «Не время умирать» мы ещё раз убеждаемся в том, что Бонд Крейга, в отличие от Бонда Коннери или Броснана, уже больше смахивает на живого человека из плоти и крови: у него появляются чувства, эмоции, начинает прослеживаться как таковая арка персонажа — настоящее, прошлое и будущее. И именно факт наличия истории у человека, который обычно просто появляется из ниоткуда, крушит злодеев, спасает мир и уезжает в закат, приводит нас к логическому и трагическому финалу. Бонда вновь затягивает в водоворот событий, где вновь на карту поставлена судьба человечества, некий Люцифер Сафин (Рами Малек) выкрал суперсекретное оружие — наноботов — и угрожает планете геноцидом. Бонд вновь, впервые после «Казино Рояль», делает ставку на любовь. И проигрывает. Но не любовь, а, скорее, доверие выступает лейтмотивом фильма. И, как и любовь, доверие ослепляет, делает человека уязвимым.

Что с тобой сделал Джеймс Бонд, Малек? Что до антагониста — Рами Малек откровенно не справляется и не вывозит. У Фукунаги попросту не получился злодей: он плоский, стереотипный, весь состоит из потасканных клише. Он много на себя берёт, как и положено суперзлодею «бондианы», но по факту он ничего из себя не представляет: он не спец по оружию, не талантливый химик, не может похвастать высоким уровнем интеллекта, он не миллионер, не серый кардинал глобальной политики, он — ничто без своих подручных, без запуганных русских учёных и рабского труда. Он даже близко не Эллиот Карвера и уж тем более не Эрнст Блофельд.

«Их пути очень тесно переплетены, — описывает Фукунага героя Малека, — и это делает его отражением Бонда. Он тот, кто видит себя не злодеем, а спасителем»

Одержимый местью, Люцифер Сафин, персонаж «не злой, а сентиментальный», намеревается отомстить СПЕКТР’у (в классической парадигме «они забрали у него самое дорогое, он заберёт у них всё»), но что на самом деле им движет? Уже нечего иное — навязчивая идея, которую вбил ему в голову Фукунага, видимо, посмотревший «Войну бесконечности»: если цели, то глобальные, если убивать, то добрую половину человечества, в идеале по щелчку пальцев, без шума и пыли, по-быстрому. Зачем? Где мотивация? Просто потому что? Потому что люди хотят, чтобы за них все решали, «им нужно забвение» и бла-бла-бла, как сказала бы Грета. Это всё слова, за ними ничего не стоит. Сюжет прост как никогда. «Всё как обычно» — меткой фразой описывает Бонд очередную предстоящую операцию по спасению мира. Кажется, слишком дежурный вариант для такого фильма, подводящего черту под 15-летней историей. Да, пожалуй. Поэтому посмотрите «007: СПЕКТР», а потом уже добейте «Не время умирать» — всё познаётся в сравнении и действует на контрасте.
«Не время умирать» пытается выдать себя за соответствующий духу времени и требованиям толпы толерантный опус (помните, как создателям «бондианы» предъявляли за сексизм, а самого Бонда обвиняли в харрасменте?), но на самом деле здесь, совершенно не стесняясь, иронизируют над новомодными веяниями и смело отпускают шутки про «сильных женщин». Нет, это не мизогиния, просто герой здесь один, остальные — NPC. Но вот обворожительную Палому (Ана де Армас) Бонд уже не прихватывает за бёдра и не тащит в постель. Потому что хранит верность Мадлен? Нет, потому что так теперь принято. И даже он, не человек, а миф, воплощение Британии, вынужден держать в себя в руках.
«В «Не время умирать» был очень крепкий сюжет, который требовал завершения, много завязок, ждущих развязки, — говорит Дэниел Крейг. —Мне кажется, мы сумели рассказать повесть до конца и со всем разобраться»
Можно долго говорить о том, как хорош Рэйф Файнс, вернувшийся к роли М, какая химия между героями Крейга и Аны де Армас, о том, как остроумно шутит Бонд про лысых кошек и агента «с двумя большими нулями», как виртуозно в очередной раз приплели Россию и как хорошо поработал с музыкой легендарный Ханс Циммер, но всё это только оттягивает неизбежное. Но не будем плакать, потому что это закончилось. Давайте порадуемся, потому что это было. Вы спросите, а что дальше? А дальше будет что-то новое. Новый агент с двумя нулями (будь то Лашана Линч, Люк Эванс или Том Харди), новые герои, новые злодеи. А эта история окончена. Бонд умер. Да здравствует Бонд!

Pin It on Pinterest