CBS MEDIA

Завершился фестиваль «Политех360»

04.12.2018 Россия Alaverann
фестиваль в москве

2 декабря закончился проходивший в столице России фестиваль, посвященный науке и технологиям, — «Политех360». За время фестиваля детально рассматривались три направления — технопессимизм, технооптимизм и реальность. Возможно, подобные названия могут вызвать вопросы. Так почему же организаторы воспользовались именно такими, не совсем стандартными  терминами, что они вкладывали в них?

Программа документального кино, представленная на фестивале в этом году, рассказывала о глобальных идеях, способных в какой-то степени изменить мир. Кто-то смотрит на него с точки зрения пессимиста, причем зачастую не принимая во внимание факты, говорящие о том, что все не так уж и плохо. Кто-то, наоборот, строит радужные планы, замки на песке, которые при мало-мальском расхождении с реальностью рушатся. Чрезмерно оптимистический взгляд на жизнь тоже не всегда приносит хорошие результаты. Следует смотреть на мир реально, отдавая себе отчет не только в том, что именно происходит, но и к чему оно приведет.

Искусственный интеллект — помощник или конкурент человеку? На фестивале можно было прикоснуться и к теме роботов-убийц, и узнать о филиппинских модераторах, заслуженно получивших звание полиции виртуальной реальности. Компания, опередившая будущее, и компания, застрявшая в прошлом. А также истории людей, которые наглядно показывают — какие бы предсказания кто ни делал, что за прогнозы не были бы вами услышаны, на деле будущее зависит от вас, ваших мыслей и ваших действий.

О некоторых фильмах хочется рассказать подробнее.

Фильм «Чистильщики» Ханса Блока и Морица Ризевик, увидевший свет в Германии в этом году, вначале повествует о филиппинцах, работающих по договору найма в качестве модератором соцсетей. Но вскоре личная история переходит в гораздо более глобальные — и страшные — рассуждения о том, что на самом деле могут социальные сети. Что Твиттер, что Фейсбук — да, пожалуй, почти каждая из сетей ориентирована на как можно более частое и долгое пребывание там пользователя. Выкладка своего, просмотр чужого, замена реальной жизни виртуальной, вкладывание в головы нужной кому-то информации… А ведь это, если присмотреться внимательно, весьма опасно! Говорят, что некоторые люди попросту удаляли свои аккаунты в соцсетях после того, как просматривали этот фильм.

Фильм «Поколение Марс» переносит нас в одну из историй о покорителях бездонного космоса. Одаренные молодые инженеры и ученые, собравшиеся в «Космическом лагере» NASA, расположившемся в Алабаме, не жалеют сил, разрабатывая программу вероятного переселения землян на красную планету, следующую после Земли в Солнечной системе. Кстати, в проведенной после просмотра фильма дискуссии с участием бывшего сотрудника центра подготовки космонавтов Алексея Федорова и основательницей Международной Космической Инициативы «Галактика» Алии Прокофьевой были обсуждены такие любопытные вопросы, как будущность космонавтики и работа космических программ.

Фильм «Ярмарка идей» предлагал задуматься о будущем и о движущих силах, способных сподвигнуть человека (в том числе подростка) на то, чтобы собраться и начать делать шаги к успеху. В частности, среди участников дискуссии, развернувшейся после показа, можно было увидеть подростков, сопричастных с экспериментальным проектом «Политеха» СКВТ.

А вот и канадский фильм «Правда о роботах-убийцах» Максима Поздоровкина. В фильме затрагивается в том числе творчество Айзека Азимова. Помните его первый закон робототехники? Робот не должен вредить человеку! А что же происходит в реальности? К сожалению, имели место случаи, когда роботы калечили или убивали людей. Пусть это случайность, но для пострадавшего нету особой разницы, нарочно робот сделал то, что сделал или же нет. Кроме того, появление роботов в качестве «служащих» уничтожает ряд «человеческих» рабочих мест… но вот относительно этого мнения могут и разойтись. Кто-то говорит — как же так, людям нужна работа, а ее, видите ли, роботы выполняют, замещая людей. Нехорошо, мол. Но посмотрите на это с другой стороны — экономятся деньги на зарплате, страховке и пр., становится меньше вероятность ошибки… разве это плохо? Особенно своеобразно выглядит претензия, касающаяся уничтожения рабочих мест в тех же сетях быстрого питания. Если тот ли иной человек не способен «вырасти» достаточно, чтобы занять иную должность, кроме как уборщика-подавальщика в подобной сети, стоит ли валить все на роботизацию , сокрушаясь об отнятых рабочих местах? Или правильнее было бы задуматься о себе самом и попытаться хотя бы немного приподняться над своим, вежливо говоря, невысоким уровнем?

Другой фильм о роботах, представленный на фестивале, носит название «Киборги среди нас». Люди, преодолевшие физическую неполноценность, переставшие быть инвалидами насколько это возможно с помощью вживленных в организм устройств. Отсутствие слуха, потеря конечности, почти полное отсутствие цветового восприятия — все это преодолимо! Так, цветовое восприятие художнику из Берлина заменила музыка, в которую преобразует цвета камера на его голове. Подобные фильмы дают людям, не совсем полноценным физически, надежду… хотя цена протезов нового поколения, увы, не отличается доступностью для большинства людей, тем более инвалидов.

Жюри фестиваля состояло из трех человек. Это Андрей Лошак, являющийся репортером и сооснователем информационного портала под названием «Такие Дела». В 2003 году он стал лауреатом ТЭФИ (национальная телевизионная премия) в номинации «Лучший телерепортер». Также Андрею принадлежит лауреатство и еще одной премии — «Лавровой ветви» (номинация «Лучший документальный сериал»). Лошак известен также как автор фильма «Путешествие из Петербурга в Москву: особый путь». Виталий Куренной — публицист, переводчик, кандидат философских наук и автор сотни с лишним публикаций научного толка по таким предметам, как философия, культурология и социология. Также Куренной является научным редактором журнала философско-литературной направленности «Логос». И третий член жюри, Андрей Бродецкий, являющийся автором популярного украинского Телеграмм-канала «Технологии, медиа и общественность».

На фестивале было что посмотреть и что обсудить. Конечно, сколько человек, столько и мнений, но недаром говорят, что в споре рождается истина.

Ранее мы писали про конвент «Ролекон» в Москве.

Pin It on Pinterest