“Времена и Эпохи” снова с нами | CBS MEDIA
CBS MEDIA

“Времена и Эпохи” снова с нами

Фестиваль Москвы и московской области глазами посетителей и участников

Крупный фестиваль Москвы и подмосковья “Времена и Эпохи” вернулся в 2022 году во время праздничных дней с 9 по 13 июня. На этот период пришёлся День России, который ежегодно отмечается 12 июня. И погода не подвела — несмотря на небольшие дожди в столице и за её пределами было много гуляющих и отдыхающих горожан.

Как бы хорошо ни был организован фестиваль, всегда будут накладки. К сожалению, с рядом неудобств желающие посетить площадки столкнулись уже на официальном сайте. Как отмечают те, кто не единожды посещал “Времена и Эпохи”, в этот раз сайт оказался очень неудобен для просмотра и поиска информации, особенно для всех пользователей мобильных телефонов и планшетов. Например, на временной шкале отмечены далеко не все заявленные в программе площадки, а карты с отметками и вовсе были не адаптированы под небольшие экраны, что затрудняло даже поиск адресов.

Нам удалось пообщаться с посетителями мероприятия, организаторами конкретных площадок и даже с несколькими участниками, чтобы составить более чёткую картину плюсов и минусов организации минувшего фестиваля. Опишем самые противоречивые примеры глазами посетителей.

Одной из площадок, которую мы посетили, стала “Туризм в СССР”, размещённой в Перовском парке. Вокруг его центра были инсталляции вроде гаража с машинами 70-80 годов, спортивная площадка для детей и два театральных представления, шедших почти без перерыва на протяжении всего дня. Стоит отметить, что постановки заставляли прохожих останавливаться, чтобы посмотреть на то, как отдыхали взрослые во время походов, как сидела у костра молодёжь, а также послушать стихи, прозу и конечно же песни тех времён. Пели артисты слаженно, декламировали стихи и отрывки произведений чётко и с выражением. Оттуда не хотелось уходить.

Мы решили задать несколько вопросов участникам, чтобы лучше понять, о чём представления и на что нужно обратить внимание тем, кто так уже не отдыхает в нынешнее время. Одна из участниц с удовольствием ответила на ряд вопросов, показала как готовили еду на газовых горелках и разжигали костёр. Но сразу отметила, что администрация парка запретила приносить газовый баллон и разжигать даже небольшой костёр согласно протоколу безопасности. Актёры во время перерыва показали палатки и шезлонги и раскладушки, которые брали с собой, если семья ехала на машине отдыхать на несколько дней, т.к. “на себе” это нести тяжело. Что примечательно, участвовали также дети и даже собака.

А вот ребята, которые ставили номер с “посиделками молодёжи у костра” оказались не столь сговорчивы. Отвечали на вопросы сухо, на приятные слова почти никак не реагировали, а на вопрос из какого они театра, лаконично ответили “из разных”. Мужчина с безымянным бейджиком и надписью “организатор”, чьё имя так и осталось неизвестным тоже рассказал немного. Разве что уточнил, что приходить стоило вчера, было солнце, больше людей и актёры взаимодействовали с публикой. Было странно слышать подобное, потому что день ещё не заканчивался, а дождь был редким и не сильным, но его наличие стало уважительной причиной не разговаривать с посетителями парка и не вступать с ними интерактив.

И ещё одной незначительной, но странной мелочью оказалось нежелание участников у машин открывать плоский ящик на крыше одной из них. Современные люди вряд ли знают, что внутри прячется целая складная палатка, да ещё и с приставной лестницей. Это нежелание демонстрировать один из очень необычных по нынешним временам атрибут отдыха было мотивировано тем, что “её же надо будет опять складывать, когда дождь пойдёт”. Это сразу наводило на две мысли: 1) участники не умеют складывать палатку и 2) палатка промокает под дождём. Но даже если это ошибочные выводы, то первое впечатление нельзя произвести дважды.

Далее мы направились на не менее интересную выставку под названием “Ретрофутуризм”. Согласитесь, интригует? Может быть это что-то о том как прошлые поколения представляли себе будущее? Что-то о предположениях о развитии инфраструктуры на основе книг фантастики? Или речь о живописи? На самом сайте эта площадка описана как “…жанр ностальгической фантастики, описывающей будущее с помощью представлений из прошлого. На площадке представлен фантастический ретрофутуризм из картона”. А рядом изображение марки с футуристическим пейзажем в стиле советского мультфильма “Тайна Третьей Планеты”.

Однако здесь тоже случилась накладка — точка на карте упорно показывала на церковь св. Алексия Мечёва в углу вешняковского парка. Возможно это был “глюк” самой карты, не замеченный организаторами, но найти площадку оказалось не так просто — она располагалась внутри скейт-парка “Московские сезоны” почти в километре от указанного на карте места.

Сам скейт-парк небольшой, а павильон с искомой выставкой — просто крошечный. Около него стоял скучающий молодой человек, посетителей не было. На вопросы, как в каком формате проходит выставка и где описанные на сайте картонные инсталляции, пресса получила ответ “можете войти, посмотреть”. В совсем небольшом помещении в центре стояли 2-3 сдвинутых стола за которыми сидели дети и что-то вырезали из бумаги под присмотром участницы фестиваля. Рядом мольберт с цветными картинками ракет. Как оказалось, это был мастер-класс для детей по сбору бумажной или картонной ракеты. Этим выставка “Ретрофутуризм” и ограничилась. Почему реальность оказалась настолько далека от заявленного на официальном сайте фестиваля ответить никто не смог.

Но далеко не везде было настолько печально. Очень живой и интересной стала площадка с названием “История милиции времён СССР”. Здесь очень креативно подошли к аутентичному оформлению, одежде участников и интерактивным представлениям. По периметру выбранного участка были расставлены машины и мотоциклы 60-80 годов, знакомые старшему поколению по жёлтому цвету и синей полоской с надписью “милиция”. Каждый экспонат имел карточку с краткой характеристикой. Рядом поставили советский военный грузо-пассажирский внедорожник УАЗ-3151-01, в который мог сеть любой желающий, всё посмотреть и потрогать. Особенно такой возможности радовались дети — ведь так интересно оказаться за рулём военной машины!

Не забыли участники и про взрослых — с одной стороны проходящих мимо приятная дама зазывала поиграть в напёрстки “пока милиция не видит”. С другой стороны за столом сидел дознаватель, с которым тоже можно было поговорить. Напротив трое участников в форме офицеров 60-х рассказывали и показывали как раньше составляли фоторобот человека или как проводилась дактилоскопия. Посетители парка с удовольствием составляли фотороботы из нарезанных фото частей лиц на распечатанном шаблоне, который можно было забрать на память. У столика, где проводили снятие отпечатков пальцев, тоже не было отбоя желающий пройти эту процедуру и забрать результат с собой.

Раз в какое-то время те или иные участники, тоже театралы, как на первой площадке, играли разные сценки: то разговор жены с мужем, проигрывающем состояние, то игры в “напёрсток”, то задержание хулиганов. И здесь каждый актёр обращал внимание на любого посетителя, даже если он рядом был совсем один, что создавало ещё больше погружённости в воссозданную атмосферу.

И в завершение поездки очень интересным стал разговор с одной из участниц серии представлений “Елизаветинский театр 1749 года”, которая поделилась своими впечатлениями. Здесь организаторы постарались на славу. Выбор пал на круглогодичную площадку у гольяновского пруда, оформленную в стиле замковых подворий в традициях архитектуры Крыма. Особо подчёркивали атмосферу XVIII века бальные платья женщин и парадные костюмы мужчин в духе той эпохи.

Здесь каждый день кипела театральная жизнь, которая при Екатерине становилась частью придворного этикета. В это же время появились балет и опера, а танцоры и певцы показывали самые различные номера на сцене. Поддерживал выступающих живой оркестр, играющий произведения тех лет, которые ныне существуют лишь в рукописном виде.

Каждый день проводились мастер-классы по танцам, особенностям вокала, дизайну и созданию одежды и шляп, и даже “Елизаветинский экзамен” на знание истории XVIII века. Посетителей было много, со всеми общались, отвечали на вопросы, а особо находчивые участники даже создавали интерактивные сценки в рамках всего действия, что ещё больше заинтересовывало отдыхающих. И конечно же, каждый, кто выступал здесь в костюме был подкован в вопросах, касающихся выбраного исторического периода.

Из всего вышеописанного можно сделать вывод, что в этом году не было централизованной организации для всего фестиваля. Каждый, отвечающий за ту или иную площадку, подавал заявление на участие и набирал людей в команду. То есть не все подошли к вопросу качества, как показательного, так и информационного, ответственно. Из-за этого и случался настолько бросающийся в глаза контраст. Площадок много, но за пределами ТТК очень сильно разбросаны, так что приходилось тщательно выбирать и выстраивать маршруты, особенно тем, у кого нет машины. Отсюда, как следствие, вытекает большое скопление людей в центре города и почти отсутствие за его пределами, отчего страдали уже сами участники.

Очень хорошо, что крупные мероприятия снова возвращаются в город и радуют людей. Стоит надеяться, что с каждым последующим годом они будут становиться масштабнее и интереснее.

Фото автора

Pin It on Pinterest