Вертолетный гигант Ми-26 | CBS MEDIA
CBS MEDIA

Вертолетный гигант Ми-26

12.09.2021 Россия Alaverann
Мир винтокрылых летательных аппаратов очень интересен - чего в нём только нет!

Но один вертолёт заметен всегда, где бы он ни появился. И на международном авиакосмическом салоне МАКС, и на международном военно-техническом форуме «Армия» эти огромные и по-своему изящные машины неизменно привлекают внимание посетителей. Впервые оторвавшийся от земли в далёком 1977 году, тяжёлый транспортный Ми-26, самый большой и самый грузоподъёмный вертолёт современности, по-прежнему остаётся уникальным. Повторить Ми-26 не смогли ни в одной стране мира.

История нашего героя началась в конце 1960-х годов, когда в СССР стартовала разработка концепции стратегической наступательной операции на всю глубину театра военный действий. Предполагалось, что в первые же часы военного конфликта между странами Организации Варшавского договора и НАТО на территории Центральной и Западной Европы будут высажены массированные воздушные десанты – целые воздушно-десантные бригады и дивизии. Высадка огромных по численности десантов сразу же приведёт к такому плотному перемешиванию своих войск с войсками противника, что это лишит НАТО возможности применять тактическое ядерное оружие, на использовании которого базировалась американская «доктрина гибкого реагирования». В связи с возросшим объёмом задач авиации ВДВ требовалась пара – новый тяжёлый транспортный самолёт на замену Ан-12 (им стал Ил-76) и новый тяжёлый вертолёт на замену устаревающего Ми-6.

К тому времени Опытно-конструкторское бюро, которое возглавлял гениальный советский авиаконструктор Михаил Леонтьевич Миль, было всемирно признанным лидером в деле создания тяжёлых вертолётов. Работу по новой теме возглавил ученик Миля и его преемник на посту Генерального конструктора МВЗ Марат Николаевич Тищенко. Поначалу конструкторы предполагали модернизировать Ми-6, но военные ставили задачу перевозить груз в 10-15 тонн на 500-700 км и до 20 тонн на 400 км. Никакая модернизация не могла обеспечить старому Ми-6 таких характеристик: растущий собственный вес его конструкции съедал прибавку мощности двигателей, 5-лопастный несущий винт не обеспечивал достаточную подъёмную силу. Стало ясно, что новый вертолёт придётся разрабатывать с нуля.

Чтобы обеспечить требования ВДВ, конструкторы должны были найти способ обеспечить очень высокую весовую отдачу конструкции – соотношение между собственным весом вертолёта и весом перевозимого груза и топлива. Трудность задачи усугублялась тем обстоятельством, что советская авиационная техника всегда создавалась с более высокими запасами прочности в расчёте на жёсткие условия эксплуатации. Расплатой за высокую надёжность и неприхотливость был вес. Чтобы, выражаясь языком эпосов, проскочить между Сциллой (прочность) и Харибдой(вес), конструкторам МВЗ пришлось разработать новую методику расчёта и проектирования вертолётов, а технологам и прочнистам придумать новые технологии его изготовления и внедрить в конструкцию прогрессивные материалы.

Итогом стал уникальный тяжёлый вертолёт, созданный на пределе возможностей вертолётной науки. Примечательно, что Ми-26 был создан по классической одновинтовой схеме с одним несущим и одним рулевым винтами. Американцы, пытавшиеся создать вертолёт подобного класса с двумя несущими винтами, потерпели фиаско – столь же успешно проскочить между Сциллой и Харибдой им не удалось. Так Ми-26 остался единственным и неповторимым.

Новый вертолёт с выдающимися лётными характеристиками и рекордной грузоподъёмностью сразу же пришёлся по душе военным и гражданским лётчикам и снискал всемирную славу. Гражданские Ми-26 активно привлекались для работы в топливно-энергетической добывающей отрасли СССР, военные обеспечивали перевозку грузов и техники войск, неоднократно участвовали в операциях по ликвидации последствий стихийных бедствий, сотнями вывозили беженцев из «горячих точек». В случае же большой войны с массированным применением ядерного оружия только тяжёлые вертолёты смогут обеспечивать боевые действия войск в условиях тотального разрушения инфраструктуры – железных и шоссейных дорог, морских и речных портов, аэродромов.

Сегодня Ми-26 по-прежнему работают по всему миру, выполняя уникальные операции по перевозке грузов и техники, ювелирные краново-монтажные работы в строительстве. Весь мир обошло фото Ми-26, перевозящего на внешней подвеске подбитый афганскими талибами Chinook – самый тяжёлый американский вертолёт. Ми-26 были оценены как очень крепкие и выносливые машины, способные работать в самых сложных условиях. Винтокрылые гиганты МЧС эффективно тушат пожары, обрушивая на очаги огня десятки тонн воды, доставляют спасателей и технику в недоступные регионы. Несмотря на то, что мир постоянно меняется, а отрасль машиностроения, в том числе военного, непрерывно развивается, в обозримой перспективе Ми-26 будет востребован просто потому, что сопоставимый по массе, размерности и грузоподъёмности вертолёт, видимо, не будет создан. Ми-26 — уникальная машина, которую никак нельзя назвать «вертолётом на каждый день». Его эксплуатация обходится дорого, но он незаменим везде, где кроме него не справится никто.

В этом году посетители авиасалона МАКС и форума «Армия» имели возможность видеть новую модификацию Ми-26Т2В, причём если в Жуковском был выставлен опытный образец, то в Кубинке уже первый серийный. Главным отличием Ми-26Т2В от обычных военно-транспортных Ми-26 является современный высокоавтоматизированный цифровой пилотажно-навигационный комплекс, существенно облегчающий задачи пилотирования и вертолётовождения в безориентирной местности, ночью и в сложных метеоусловиях. Оборудование позволяет выполнять полностью автоматический полёт по маршруту, а экипаж оснащён очками ночного видения. Также Ми-26Т2В оборудован электронно-оптическим бортовым комплексом обороны для защиты от управляемых ракет.

Производством Ми-26 занимается завод «Роствертол» холдинга «Вертолеты России». С 1977 года построено более 300 Ми-26. На сегодняшний день в Вооружённых Силах России насчитывается порядка 40 вертолётов данного типа, до 2025 года в войска должно быть поставлено ещё около двух десятков Ми-26. Остается пожелать русскому винтокрылому богатырю успешно развиваться дальше, оставаясь при этом по-прежнему уникальным.

За подготовку материалов благодарим Швыдкина Александра Владимировича, представителя АО «НЦВ Миль и Камов».

Фото автора

Pin It on Pinterest