В МХАТе отметили Рождество постановкой "Мастер и Маргарита" | CBS MEDIA
CBS MEDIA

В МХАТе отметили Рождество постановкой «Мастер и Маргарита»

Рождественский  вечер в самом старом  театре Москвы - МХАТе - был отмечен постановкой спектакля "Мастер и Маргарита".

Постановку по роману Михаила Булкагова  осуществил  режиссер В.Р. Белякович. Интересно, что ранее он же уже ставил «Мастер и Маргариту»  в другом московском театре — «Театре на Юго-Западе».

Тематика  романа многогранна,  одно из ее значений, несомненно, вопросы  веры и  признания  людьми существования таких сил в  мире, как  Бог и Дьявол, так что показ этого спектакля в  Рождество, конечно, для многих оказался  подарком. Хотя отношение  к роману  Булгакова у религиозных людей порой неоднозначное  из-за того, что в качестве  главных героев у него выступают Дьявол с  его свитой и далекие от праведности Маргарита  и Мастер. Однако, несомненно, вопросы, которые  ставит  этот роман, по духу близки с христианским  мировоззрением, ведь с самого начала тот же  Дьявол заявляет своему  незадачливому  собеседнику Берлиозу «И имейте ввиду — Иисус существовал!».

 

В постановке, которую зрители увидели 7 января на МХАТовской сцене, главный акцент сделан на историю Иешуа  Га-Ноцри и современную историю Мастера  с Маргаритой, а вот часть  любимых многими читателями сцен с любимцем публики котом Бегемотом в спектакле вы не увидите. На сцене нет ни знаменитого момента  романа,  который подарил нам  фразу «Сижу, никого не трогаю, примус  починяю», ни шаловливых и весьма хулиганских похождений Бегемота с Коровьевым-Фаготом, в результате которых сгорел «Грибоедов», на заседание в  который так и не успел Берлиоз, ни момента с золочеными кошачьими  усами, который  почему-то очень запоминается многим. Кот, жалующийся Королеве перед балом, что его, дескать, даже представляет мессир последним, все-таки вставляет фразу о том, что кот — древнее и неприкосновенное животное, но выходит она совсем не в том  месте, где она находится в романе. Конечно, на театральной сцене не вместить  весь роман  практически дословно, но немного жаль, что  у  обаятельного черного котяры, который из свиты  Воланда  является  самым  запоминающимся и харизматичным  персонажем, так мало сценического времени.

Зато Азазелло, в романе кажущийся  куда менее привлекательным и интересным, на  сцене буквально  очаровывает своей харизмой и  образом. Воплотивший образ весьма современно выглядящего Азазелло актер справился  со своей задачей. В постановке именно он оказывается самым привлекательным из свиты, а самым запоминающимся, пожалуй, Фагот. Играющий  его актер обладает потрясающей  пластикой и умением двигаться на сцене.

Если исключение из постановки сцен, посвященных Бегемоту,  понять  можно, то вот потеря одной  из основополагающих сцен в начале романа оставила некоторое  недоумение. В диалоге Воланда  с  Берлиозом  и Иваном Бездомным  явившийся в  Москву  Сатана от пылко заявляющего о своем неверии молодого поэта  требует плюнуть в нарисованный им лик Христа, да еще и наступить на него, доказывая свою правоту. В метания  Бездомного в этот момент, невесть откуда  взявшихся, показано в романе, что Сила эта  действует на  страницах булгаковского романа не менее выраженно, чем гуляющая по столице  нечисть, хоть и менее  явно. И позднее, когда  Иван  в попытках догнать  Воланда после гибели Берлиоза носится по Москве,  он хватает иконку  и святую воду, но без  полноты этой  сцены  так и остается не понятным, откуда  в молодом советском пролетарском поэте  вдруг  зарождается  вера  — и в то, что встретил он в самом деле  Дьявола,  а не какого-то интуриста, и в  то, что эти атрибуты  ему действительно помогут.

В остальном же  МХАТовским режиссеру и актерам  удалось  создать  действительно отличную постановку  этого непростого романа. Ставить «Мастер и Маргариту»  вообще не легко, и нередко ее постановки сопровождаются  своеобразными, почти мистическими происшествиями, но в МХАТе  впервые постановка появилась в 2009 году, еще до его преобразования и смены  художественного руководителя  театра. И то, что идет она уже больше десяти лет с неизменным успехом, говорит о том, что она  удалась.

Зритель, попавший  в зал, на самом деле ощущает себя  шагнувшим на страницы романа, которые, кстати, являются  единственными декорациями на сцене. Ощущение погружения  в булгаковский роман  становится  совершенно полным  как благодаря  умелой игре актеров и ощущению, будто говорят они с залом, с  каждым сидящим в нем, так и благодаря такому нехитрому, но очень эффектному ходу, как  сыплющиеся с потолка  червонцы в тот самый момент, когда во время  «сеанса  черной  магии и ее разоблачения» в романе  они сыплются на  публику    Варьете.

Отдельно стоит сказать о Мастере и его Маргарите. Блестящая работа  актера Олега Цветановича создает на сцене образ Мастера, которому  в самом деле невозможно не сопереживать, разделяя его боль и от того, что оказался не признан роман, и от того, что опубликовав лишь его часть, Мастер фактически  лишился той нормальной жизни, что у него была. Маргарита, чей образ на сцене воплощает актриса Ирина Фадина, с самого начала кажется  стоящей над  остальными. Ее образ  и манера держаться  подчеркивают ту самую  «королевскую  кровь», которая и стала причиной  избрания  именно ее Королевой  весеннего бала. Искренняя игра актрисы  заставляет  понять и прочувствовать, почему же она все-таки просит за Фриду в начале, даже понимая, что это, возможно, станет единственным  желанием, которое исполнит ей Воланд.

Образы обретающих «не свет, но покой» Мастера и Маргариты в самом конце отлично показаны тем, как  с  искренней и теплой улыбкой  смотрят эти двое, наконец обретшие друг друга. Им в самом деле не нужен Рай, а  Ад уже не грозит. Тот самый небольшой домик, который  они получат, станет  для  них лучшим  Раем. И  в отличие от Пилата, который бессмертием был проклят, для этих двоих оно, несомненно, станет наградой.

О каждом из актеров, о каждом  персонаже  в этой постановке можно говорить отдельно и долго, но лучше, конечно же, увидеть все собственными глазами. Если вы  любите  роман «Мастер и Маргарита», то посмотреть  эту  МХАТовскую постановку однозначно стоит, тем более, что в январе ее показ пройдет еще один  раз.

 

Фото автора

Pin It on Pinterest