Известный кинокритик о сериале "Магомаев" | CBS MEDIA
CBS MEDIA

Известный кинокритик о сериале «Магомаев»

19 марта на Первом канале прошла заключительная серия сериала «Магомаев».

Уже после первой серии в соцсетях началось бурное обсуждение, которое разделило зрителей на два лагеря: сторонников и противников этого проекта. Среди недовольных были и родственники знаменитого певца, у которых данный проект вызвал массу вопросов.

Мы попросили поделиться впечатлениями от сериала «Магомаев» известного кинокритика и телеобозревателя «Российской газеты» Сусанну Альперину, которая  посмотрела его раньше телезрителей.

— Сусанна, какие у вас общие впечатления от сериала: всё ли удалось сделать его авторам, либо вы согласитесь с мнением о том, что речь идёт о провале? 

— У меня он вызвал интерес ещё на фестивале сериалов «Пилот», где показали только первую серию, и он мне понравился, так как был сделан достаточно профессионально. Перед эфиром обычно критикам дают посмотреть несколько первых серий, и я всегда пользуюсь этим, а затем смотрю весь сериал вместе с остальными телезрителями, либо – в Интернете. Но тут эти первые серии меня настолько заинтересовали, что я, вопреки своим правилам, выпросила весь сериал, и посмотрела всё. На сегодняшний день моё мнение отличается от точки зрения многих людей, которые выступают против, но я готова аргументировать. Считаю, что «Магомаев» – это довольно цельный сериал, состоящий из восьми серий, где взята и абсолютно правильно разработана одна линия. Не стоит забывать, что этот сериал  сделан для федерального канала, поэтому у него есть ограничения по сравнению с проектами для Интернета. В  «Магомаеве» показана линия любви Муслима Магомаева и Тамары Синявской, и режиссёры (а их два: Дмитрий Тюрин и Роман Прыгунов), известные своими неплохими киноработами, постарались создать довольно сбалансированное произведение, когда на протяжении всего фильма мы наблюдаем за одной историей любви. Авторы не «ушли» в какие-то перипетии жизни Магомаева, по которым можно было снять сериал, способный составить конкуренцию «Чернобылю», но это – не тот случай.

— На российском ТВ снималось много сериалов об известных людях прошлого, например, об Алле Пугачёвой, Любови Орловой и Григории Александрове, об Анне Герман или о Людмиле Гурченко. Какое место в этом ряду занимает сериал «Магомаев»? 

— Я – не большой фанат перечисленных сериалов, но не могу не отметить неплохую работу Юлии Пересильд в сериале о Людмиле Гурченко, где она сыграла главную роль. Больше меня этот сериал ничем не «зацепил». До «Магомаева» мне больше всего нравился сериал про Анну Герман, но когда за кадром слышался голос этой певицы, то весь этот сериал «рассыпался», потому что один голос легендарной певицы был глубже и лучше, чем весь киноматериал. Я боялась, что подобное произойдёт и в сериале «Магомаев».

— Главную роль в сериале играет сербский актёр Милош Бикович. Не помешало ли зрителям то, что он снялся в комедийных фильмах «Холоп» и «Отель «Белград», а в сериале «Магомаев» – предстал в лирической и романтической роли? 

— Милош Бикович очень хорошо подготовился к роли. Возможно, какой-либо наш актёр так качественно бы этого не сделал. У Милоша есть некая международная ответственность, поэтому я не удивлюсь, если в конце этого года он за работу в «Магомаеве» получит приз за лучшую мужскую роль в сериале.  Теперь – по поводу «Холопа» и “Отеля Белград“ и фильма «Лёд-2», которые с небольшим отрывом друг от друга по времени вышли в этом году в прокат: я считаю, что, поскольку речь идёт о широкой и массовой аудитории, какая есть у Первого канала, это, наоборот, привлекает внимание зрителя к данному сериалу. И это – очень умный маркетинговый ход – выпустить сериал именно тогда, когда популярность Биковича – на «волне». Обратите внимание: точно так было и с Александром Петровым, когда вдруг все проекты с ним посыпались одновременно, несмотря на то, что этот актёр снимался в них в разное время. Это называется, говоря языком Интернета, «кросс-ссылка» или языком биологии – «перекрёстное опыление», когда интерес к одному проекту притягивает внимание и к другому. Зритель хочет посмотреть на любимого актёра в одном фильме, и тут же «выскакивает» информация о том, что сейчас по ТВ он сможет посмотреть другой сериал с его участием. Если зритель «западает» на актёра, то с удовольствием будет смотреть все проекты, где он играет! В данном случае Первый канал поступил умно, что бывает с ним не всегда – иногда он держит свои сериалы очень долго и выпускает их не ко времени.

— Вы сказали, что в сериале «Магомаев» очень полно показана линия любви между Магомаевым и Синявской, но оппоненты могут вам возразить и сказать, что всё это – слишком выхолощено, и в те же восемь серий можно было включить больше событий и внести больше драматизма. Другими словами, сериалу не хватает драйва или того, что сегодня называют «экшн». Что вы им скажете? 

— Что этот сериал – на «упрощёнке», то есть он намеренно упрощён. Следует принять во внимание то, что он снимался шесть лет, и всё делалось с ведома Тамары Синявской, вплоть до того, что она смотрела кандидатуры претендентов на главные роли. Когда документальный фильм, сериал или книга пишется в согласовании с родственниками, всегда есть опасность – попасть в зависимость не только от них (например, в плане авторских прав), но ещё и от их точки зрения на события. Самое страшное происходит с женщинами. Например, я смотрела фильм про актёра Николая Ерёменко, показанный с точки зрения его последней жены, а мне было бы интереснее, чтобы данный фильм был более объективным, чтобы про Николая рассказывали разные женщины – о том, каким они его видели. Или, к примеру, в публичном пространстве мы видим историю любви Владимира Высоцкого с Мариной Влади. Но у Владимира Высоцкого, как мы знаем, была жена, которая родила ему двух сыновей, но она всегда оставалась в тени, и я знаю только один документальный фильм, высказывающий точку зрения Абрамовой. Точно так же – с Ксенией Собчак. Она — на виду, но  еще одна дочь бывшего петербургского мэра не ищет публичности — а было бы интересно узнать, что и как она думает (Речь идёт  о дочери Анатолия Собчака от первого брака. Прим. автора).

В сериале «Магомаев» – то же самое. Конечно, Синявская много работала при жизни и после смерти Магомаева, как любая женщина, охраняющая свой «очаг», над созданием красивой истории любви. Это проявилось и в этом фильме. Я читала комментарий в Интернете, который меня позабавил. Там было написано, что в сериале с исполнительницей роли Синявской перестарались и выбрали слишком красивую актрису. Понятно, что Синявской хотелось рассказать об истории любви и немного её приукрасить, а может быть – даже получить какую-то компенсацию, потому что Магомаев был невероятно популярен у женщин, и от этого Тамара – женщина с сильной энергетикой –  наверняка каким-то образом страдала, хоть и не признается в этом. Но всё привело к тому, что создатели сериала пошли по тому пути, который был перед ними открыт, и они придумали хорошую сказку из числа тех, которые так нужны зрителям, а особенно зрительницам. Если отбросить то, что речь идёт о Магомаеве и Синявской, а просто смотреть этот сериал с «чистого листа», то мы получаем красивую историю любви, где первый поцелуй между героями происходит — внимание — только в последней восьмой серии, а все предыдущие серии зрителя и особенно нас-женщин – держит в напряжении!  Невиданное пуританство по нынешним временам.

— Удалось ли авторам сериала передать атмосферу середины 70-х годов, ведь среди телезрителей были и те, кто не жил в то время? 

— В общем плане им это удалось, но при большем бюджете можно было бы ярче и достовернее показать тот ажиотаж, связанный с Магомаевым, творившийся на стадионах и в концертных залах, который довольно скромно передан в фильме. Я в то время была маленькой, а моя мама очень любила Муслима Магомаева, и я помню,  какой начинался ажиотаж в Одессе, когда он приезжал, хотя я ещё была несмышлёнышем. Но для этого нужен совсем другой бюджет сериала, включая массовку и прочее. Мне кажется, что этот сериал невероятно актуален в том плане, что в нём показана министр культуры Екатерина Фурцева, а в России сейчас тоже министр культуры женщина –  Ольга Любимова, поэтому аналогии с сегодняшним днём неизбежны.

Эпоху, конечно, как обычно бывает с фильмами и сериалами подобного типа, приукрасили: показаны очень красивые костюмы и такие платья, в которых ходили только манекенщицы, хотя в сериале нам показан определенный слой общества. Я читала в Интернете замечания о том, что в то время не было таких худеньких женщин, как, например, героиня Светланы Устиновой. Но дело в том, что элегантные женщины существовали всегда, и мне это никак не мешало смотреть сериал, и высоко оценить работу этой актрисы. А по поводу интереса к «Магомаеву» со стороны представителей разных поколений говорят очень высокие рейтинги сериала. В первый день рейтинг был сравним с той, что получает шоу «Голос». Старшее поколение хочет вспомнить что-то своё, а молодое, дай бог, чтобы оно «подсело» на песни Магомаева, так же, как на хит Эдуарда Хиля «Трололо». Я, например, после этого сериала до сих пор хожу и пою «Королеву красоты» (Улыбается).

— Кстати, по поводу «Королевы красоты»: нужно сделать ремарку о том, что исполнительница роли Синявской Ирина Антоненко действительно является обладательницей титула «Мисс Россия-2010». 

— Я по этому поводу написала шуточный пост в соцсетях о том, что когда о моей жизни снимут сериал, то, пожалуйста, на главную роль пригласите какую-нибудь «Мисс Вселенная» (улыбается), и я одобрю её кандидатуру. Дело в том, что эта девушка – очень красивая…

— Мне кажется, что она слишком современно и даже чересчур гламурно смотрится. 

— Но молодое поколение сегодня, сидит в Инстаграм и смотрит там на отлакированных красоток. Когда они увидят такую красивую девушку, то это так или иначе, привлечёт их внимание к сериалу. У Ирины есть ещё один плюс: она очень хорошо держится и не «разменивает» себя в роли, как бывает у актрис, которые слишком «бурно» играют. Её партнёр по сериалу Бикович – тоже очень спокойный и не показывает весь темперамент Магомаева,  хотя рассказывают, что у Муслима за сценой был ого-го, какой характер, как, впрочем, и у Синявской. А тут, если вы обратите внимание, то Бикович и Антоненко очень сдержанны в проявлении эмоций и в своих ролях, в  отличие от Устиновой, которая играет гражданскую жену Муслима. Это, как ни странно, идёт на  пользу сериалу. Если бы там были бурные выяснения отношений, то это было бы тяжелее смотреть.

— Вы обратили внимания на какие-то незначительные и мелкие «ляпы»? 

— «Магомаев» – небезупречный сериал, и в нём в речи героев встречаются какие-то совершенно современные обороты, но я аввам скажу, что этим очень часто грешат все современные сериалы.

— А чья это недоработка – авторов или редакторов? Я посмотрел, что один из авторов «Магомаева» родился в середине 1970-х годов. 

— Сложно сказать: у актёров могло вырваться современное словечко, а редакторы не отследили, потому что актёры часто на съёмочной площадке импровизируют. Я хочу, чтобы вы подчеркнули, что «Магомаев» – сериал не без изъяна, и я прекрасно вижу его слабые стороны. То, что он является «долгостроем» и растянулся на шесть лет и снят без большого бюджета – это видно. Мне, например, как профессиональному зрителю понятно, что его сначала снимали-снимали-снимали, а потом – спасали-спасали-спасали.

— С чем было связано то, что сериал снимался целых шесть лет? 

— Я вам точно не могу ответить, — это нужно спрашивать у продюсеров, но там, насколько я знаю, были проблемы с авторскими правам, и с Синявской всё долго согласовывалось, ведь она сама утверждала героев на главные роли, и всё развивалось довольно долго. Но Тюрин и Прыгунов – талантливые люди, поэтому сериал, при всех своих недостатках, например, частый заявочный план –когда  сверху «наезжают» на гостиницу «Россия» порой раздражает – является цельным, по крайней мере, для женщин. Я – женщина, и «Магомаев» меня «зацепил»!

Беседовал Евгений Кудряц

Pin It on Pinterest