Сто лет Девау: старейший аэропорт отметил свой юбилей | CBS MEDIA
CBS MEDIA

Сто лет Девау: старейший аэропорт отметил свой юбилей

самолеты
18 августа, в день авиации, под Калининградом отметил вековой юбилей первый гражданский аэропорт в мире.

 

Именно здесь, на Девау, в  1919 году начали выполняться  первые регулярные пассажирские рейсы. Тогда эти земли принадлежали Веймарской республике, чуть позднее Германии, и только после Второй мировой войны, когда калининградские земли отошли Советскому союзу, Девау стал советским, а потом российским аэродромом.

Первый рейс проходил по маршруту Берлин-Шнайдемюль-Данциг-Эльбинг-Кенигсберг.  Двумя годами позже на Девау открыли первую авиационную метеослужбу. Чуть позднее, с  1926 года, здесь же впервые начали выполнять ночные пассажирские рейсы. Отсюда же начались  и первые  международные перелеты. Российско-германское общество воздушных сообщений «Дерулюфт» 30 апреля 1922 года выполнило с Девау международный рейс, ставший регулярным. Самолет летел из кенигсбергского Девау в Москву, перелеты выполнялись  дважды в неделю.

Пассажирским  аэропортом Девау оставался и после того, как Кенигсберг вошел в состав Советского союза и получил новое название Калининград. До шестидесятых годов двадцатого века в Девау регулярно летали рейсы, при чем как внутренние, так и международные. И только с началом эры реактивных пассажирских самолетов началось угасание Девау. В  1977 году здесь был в  последний раз принят крупный регулярный пассажирский рейс, после этого на аэродроме оставались только местные авиаперевозки.

После этого Девау перешел в ведение ДОСААФ, здесь выполнялись полеты сельскохозяйственной и технической авиации, а позднее открылся авиационный  спортивный  клуб.

Долгая история Девау почти прервалась, когда в середине двухтысячных здесь прекратили полеты из-за  разногласий с  городской  администрацией. Поле, на котором расположена взлетно-посадочная полоса Девау, городские власти хотели  использовать под застройку. Местные авиаторы и просто любители истории аэродром пока отстояли, но проблем все еще остается немало. Уникальный памятник авиационной истории, легендарный аэродром, которому  выпала честь быть во многом первым, сейчас сохраняется группой энтузиастов, которые не позволяют ему исчезнуть,  а городские власти в  Калининградской области не только не занимаются  аэродромом, но еще и пытаются его фактически уничтожить.

И все же устроить праздник в честь столетнего юбилея  на аэродроме удалось. Для того, чтобы порадовать в этот день зрителей, на Девау прилетели не только российские, но и иностранные  самолеты. Летчики собрались на  полосе Девау  еще в пятницу, когда был основной прилет иностранных бортов. Самолеты из Германии, Польши, Швейцарии и Чехии прилетали сначала в Храброво, где  проходили таможенный контроль, и только после этого летели на Девау. На  полосе самолеты  принимали весь день, обеспечивая ведение посадки как на русском, так и на немецком языке. Кульминацией для всех, кто ждал самолеты у полосы, были, конечно, исторические борта, kiebitz, как их называют на немецком. Четверка бипланов, подошедшая со стороны Храброво красивым  единым  строем, сразу создавала ощущение, что ты в самом деле оказался в прошлом легендарного аэродрома.

Главный праздник же состоялся в воскресенье, 18 августа. На территории аэродрома гостей  ждали различные  развлечения, а с  часу дня в воздух поднялись самолеты. Именно на их полеты многие и шли посмотреть. И пусть  здесь нет именитых пилотажных групп, но показать пилотаж нашлось кому! Маленький Cirrus чешского пилота крутился в небе, привлекая  внимание зрителей не только фигурами пилотажа, но  и изящной плавной формой самолета.  Zlin, еще один небольшой самолетик, прилетевший выступить в честь юбилей, показал настоящий высший пилотаж с бочками, штопорами, пикированием и боевыми разворотами на крыле. Гвоздем программы стали, конечно, те самые Kiebitz, кибицы, как их называли тут на немецкий манер. Исторические копии самолетов начала двадцатого века в солнечном  небе над Девау привлекли внимание  абсолютно всех, кто здесь был. Правда, после выступления они ушли на заправку на соседний постоянно действующий аэродром малой авиации Вальдау, на  полосе Девау остался  только один из них.

Наконец, после окончания летной  программы, зрители смогли пройти к самолетам, чтобы  посмотреть их поближе и сделать фото на память. Многим пилотам приятно  искреннее и доброе внимание к  их самолету, так что они с удовольствием разрешали гостям праздника посидеть в кабине и сделать фото в наушниках, так, словно они собираются  взлетать сейчас. Этот внеплановый «аттракцион»  вызвал  множество восторгов  у гостей  праздника, и к открытым самолетам выстроились настоящие очереди. Да оно и понятно – любой  сувенир ты еще купишь, а вот такое фото в самолетах, которые, возможно, прилетели в Россию вообще единственный раз в жизни, потом не сделаешь.

Видеть этот искренний интерес именно к самолетам было приятно и самим пилотам, и организаторам, тем, кто все это время  обеспечивал сохранение  аэродрома Девау.

 

ФОТО АВТОРА

Pin It on Pinterest