Школьные предметы не стареют веками | CBS MEDIA
CBS MEDIA

Школьные предметы не стареют веками

Учебный год стартовал и уже поулеглись  хлопоты родителей, бабушек и дедушек по сбору своих  первоклашек в школу. Но часто ли вы при этих хлопотах обращали внимание на такие предметы первой школьной необходимости как, например, пенал, ранец или дневник? Они вроде всегда были, еще и во времена бабушек, да особо и не менялись внешне. К ним все привыкли и даже не задумываются о том, что у каждого из этих школьных атрибутов была своя необычная история.

Ранец достался школярам в наследство от военных. На Руси он появился   в XVII веке, когда московские цари стали брать на службу немецких солдат. Именно они носили за спиной на лямках удобные  кожаные  четырехугольные  сумки с застежкой. Именовались они Ranzen. На Руси же носили котомки. Заплечный такой мешок из грубой ткани. Этакий символ бедности. Минуло примерно два века как ранцы перекочевали в школьную принадлежность. Солдатская котомка тогда  была привилегией богатых семей, её шили из сыромятной кожи и обшивали тюленьим мехом крышку. Детям из бедноты такая роскошь и не снилась, они носили учебники в холщовых мешочках или просто перевязывали их бечевкой. Лишь во времена СССР ранец стал доступен всем.

Слово дневник, как считают лингвисты, было скалькировано   с французского journal, образованного от существительного journee — «день». Якобы, появилось слово в обиходе с легкой руки Петра1, который в толстых тетрадях записывал свои мысли. Это было модно делать в Европе. В школах дневники стали появляться на рубеже XIX-XX веков. Именовались они «Спутникъ школы». Там был еженедельник с расписанием и графой для заметок, информацией  о религиозных постах и праздниках. Даже печаталась реклама книжных магазинов и канцтоваров. Еще там печатался состав царствующей семьи Романовых, флаги важнейших государств мира, скорость вращения Земли вокруг своей оси и даже способы оказания первой медицинской помощи. Во времена СССР эта идея была трансформирована в соответствии с веяниями времени и к середине 30-х годов прошлого столетия дневник  стал самым главным  «документом» школьника. Справочные сведения из него убрали, а сам дневник стал серым из шершавой бумаги. Только в конце 80-х дневники стали разнообразными по оформлению обложек.

Слово пенал тоже не русского происхождения. Рenna –в переводе с латыни означало «перо». В широком  употреблении оно появилось  в XIX веке. Говорят, что пенал придумали итальянцы, они называли его «домик» для ручки. В этот футляр складывали перья  гусей, лебедей и даже  кур. Кто во что был горазд в использовании  перьев  для письма. В этом деревянном ящичке позже хранили  ручки, карандаши, фломастеры, ластики, линейки, точилки и другие канцелярские принадлежности. Теперь это уже и не пенал, а целый канцелярский городок на молниях, магнитах и кнопках.  Даже зеркальце там присутствует, точилка и калькулятор. А старшие школьницы используют его и в качестве мини — косметички.

Ну а все это добро складывается в парту. Слово это тоже не русское, кто-то ищет его корни во французском, а кто-то в немецком языке. А впервые это всплыло  в швейцарском Цюрихе. В 1865 году доктор Фарнер стал убеждать всех, что детям очень важно сидеть правильно за столом во время занятий, а не на скамьях, лавках и стульях.  А спустя пять лет российский врач-гигиенист Федор Эрисман сконструировал индивидуальную парту, которая объединила в себе и стол, и скамью. Минуло еще почти сто лет и в СССР парту Эрисмана объявили устаревшей и слишком тяжелой. Появилась тогда конструкция на трубчатых металлических ножках с отдельным стулом.

Вот ведь  как получается. То, без чего сейчас сложно представить российскую школу, заимствовалось из других стран. Но те же пенал, ранец,  дневник, парта стали со временем так привычны, что  кажется, что это наше,  родное. Вот только учиться в России стало теперь не модно.

Читать на Яндекс Дзен.

Pin It on Pinterest