Самые интересные экспонаты новой  авиационной экспозиции Музея техники | CBS MEDIA
CBS MEDIA

Самые интересные экспонаты новой  авиационной экспозиции Музея техники

В новой авиационной экспозиции Музея техники есть несколько по-настоящему уникальных и интересных экземпляров самолетов.

В  Музее  техники Вадима  Задорожного открылась новая  экспозиция – «Соколы  России». Выставка  станет постоянной частью  музея, а  представленные  на ней  самолеты  и личные  вещи  летчиков  являются  по-настоящему  уникальными. Все они, от самолетов и машин  до мелкого инструмента и бытовых мелочей, расположенных на инсталляциях, являются оригинальными. Мы расскажем о нескольких самых интересных, на наш взгляд, образцах новой  экспозиции.

Первое  место среди них занимает самолет  Як-1, расположенный  на стенде  сразу около входа. Этот самолет  является  единственным  сохранившимся бортом этого типа в  России.  Поисковики  музея  нашли этот самолет на  Кольском полуострове, и диорама, на которой он  представлен, воспроизводит виды того  места, где  удалось обнаружить самолет.

После того, как он был поднят со дна  озера, в  котором его нашли, самолет был  доставлен в  Москву  и отреставрирован реконструкторами музея. Большую часть этих работ составило восстановление деревянных конструкций самолета, сильно пострадавших в воде. Часть из них пришлось делать заново, и обрабатывать таким образом, чтобы они были почти неотличимы от оригинальных частей.

Еще один  интересный борт  — это самолет Як-3  с  уникальной историей. Это один из трех самолетов, которые колхозник-пчеловод Ферапонт Головатый приобрёл на собственные  средства  и передал в армию в годы  Великой Отечественной войны.  На борту  самолета именная дарственная надпись. Самолет пролетал без серьезных поломок до самой победы, и даже должен был участвовать в параде, вернувшись из неба над Берлином.

После  войны этот самолет был передан в академию Жуковского и на нем  совершались полеты, а спустя  несколько лет самолет, как историческая  ценность, был доставлен в  Музей авиации и космонавтики. В конце восьмидесятых годов самолет его отправили  на выставку  в США, где он должен был  экспонироваться  в течение  четырех лет, однако  зарубежные  «гастроли»  уникального самолета  затянулись, и вернуть его удалось только спустя немало времени. Всего  в  мире на данный  момент сохранилось  три  полностью оригинальных самолета  Як-3, один из которых, обладающий, к тому же, уникальной и яркой  историей, по праву занял место в новой  экспозиции Музея  техники. Еще один Як-3 находится в  Сербии в Музее Никола Теслы, а  самолет дивизии Нормандия-Неман  выставлен во французском  музее Ле-Бурже.

Интересен и  еще один  самолет  КБ Яковлева, представленный  на выставке. Это Як-9  первой  серии, он был в  числе  первых двадцати самолетов этого типа, выпущенных  на заводах КБ.  Долгое время этот самолет находился в  музее  КБ Яковлева,  но музей этот  на закрытой  территории конструкторского бюро, и увидеть его могли там  далеко не все.

Сейчас  самолет передан Музею техники и отреставрирован. Интересно, что данный  борт  — единственный  в мире сохранившийся  самолет  из ранней  серии самолетов  Як-9, все остальные  ныне  уцелевшие самолеты являются  образцами более поздних серий, в  которых уже имелись различные  модификации.

Интересен и единственный  английский  самолет на  этой выставке – Харрикейн, или, если  говорить о его полном  названии, то Hawker Hurricane. Этот самолет с бортовым номером  Z5252  стал первым  английским  самолетом, переданным  по лендлизу генералу Кузнецову.

Первым  летчиком на нем  стал Феоктистов,  позднее на этом самолете летали все  летчики  знаменитого Сафоноского полка. Последним  пилотом знаменитого самолета  стал лейтенант Марков, который был  сбит во время  выполнения боевого задания и совершил  вынужденную посадку на лед озера. Летчику  удалось выжить и покинуть подбитый  самолет, который  позднее ушел на дно озера. Когда  борт подняли из воды, выяснилось, что  весь его двигатель  находится  практически  в идеальном  состоянии.  Самолет этот представлен на фоне диорамы, показывающий  место вынужденной  посадки на лед, а рядом  с ним размещена  фигура покидающего  самолет летчика.

Помимо самолетов, в новой  экспозиции представлено и немало фотографий  и личных вещей именитых летчиков  времен Великой  Отечественной войны.

Здесь и их форма, и летные  книжки, и  шлемы, и личные  вещи, рассказывающие историю жизни этих людей. Один из по-настоящему берущих за душу экспонатов  – это парашют, на белой ткани которого остались следы  крови  летчика, сбитого в одном  из боев. Он  упал вместе со своим  самолетом, погибнув, возможно, еще  в воздух, и был поднят, а  позднее и  захоронен поисковиками  музея.  Парашют,  который  хранит следы  крови  погибшего пилота, представлен в  музее практически в  том  же виде, в  каком он был обнаружен, за исключением того, что он был  законсервирован, чтобы не допустить  его разрушения.

 

 

Фото автора

Pin It on Pinterest