CBS MEDIA

«Романтики “303”»: молоды и прекрасны

новый фильм

На этой неделе в ограниченный прокат выходит один из лучших немецких фильмов прошлого года, участник программы Generation14plus Берлинского кинофестиваля – «Романтики “303”» режиссёра Ханса Вайнгартнера (Белый шум», «Воспитатели»). Российская премьера (и одновременно встреча с автором картины) состоялась незадолго до Нового года  в рамках очередного, уже 17-ого по счёту, Фестиваля немецкого кино, а выход на широкие экраны был обеспечен благодаря усилиям кинодистрибьютора «Русский репортаж».

 

«Романтики» — типично-каноничная роуд-муви со всеми присущими ей чертами. Картина удалась на славу – очень многогранные герои Малы Эмде и Антона Спикера, разноплановая экспозиция, великолепно прописанные диалоги, в которых между делом затрагиваются основные вопросы человеческого существования, человеческого естества, базовые ценности: семья, любовь и далее по списку. Ян и Юле, а именно так зовут молодых героев-студентов, денно и нощно обсуждают глобальные вопросы, начиная с баланса сил, устройства миропорядка, проблемы «Восток-Запад» и заканчивая кризисом коммунистических идей и провалом социалистической экспансии. Также речь заходит о так называемой «Осени народов» — серии антикоммунистических революций 1989-ого года, о крахе и распаде социалистических режимов в странах бывшего Варшавского договора. Весьма интересно узнать, что думают обо всём этом водовороте событий простые немцы, европейское поколение Y, уже не заставшее «демонстрации по понедельникам», падение Берлинской стены и последующие за этим события. Режиссёр признаётся, что две главные темы его жизни – это любовь и политика; их-то мы и наблюдаем на экране.

«…то самое чувство влюблённости, когда ты чувствуешь, что находясь рядом с другим человеком, ты понимаешь, что ты именно там, где и должен быть, что ты у себя дома, что ты приехал туда, куда тебе надо, приехал туда, где тебя ждут. Именно здесь ты испытываешь родное чувство. Моя лучшая подруга объяснила мне, что для неё «чувство влюбленности», незадолго до написания сценария, а я как-то даже об этом никогда и не задумывался, потому эти слова меня поразили»

И даже если бы никто никуда не ехал, если бы даже и не было никакого старенького кемпера Мерседес-303, не было бы видов Европы из окна фургона, шума волн атлантического океана, исполинских хребтов Пиреней — всё равно было бы увлекательно. Я абсолютно уверен, что здесь не обошлось без доли импровизации – едва ли всё было прописано изначально. Вайнгартнер и сам большой фанат диалогов, с гостями премьерного показа он поделился своим любимым пристрастием:

«Я очень люблю долгие беседы с друзьями, которые иногда затягиваются на всю ночь, споры о природе человека, о важных вещах и философских темах»

Фильм, по словам режиссёра, призывает именно к общению.

«Очень жаль, что человеческое общение в последнее время как-то трансформировалось, ушло на второй план из-за того, что мы пользуемся всякими средствами, телефонами, общаемся через технику — гораздо лучше общаться напрямую, устраивать прямое человеческое взаимодействие; и на это тоже направлен фильм»

Нарочито незамысловатая завязка и парадоксально-анекдотический лейтмотив несколько удивляют: Юле собралась в Португалию к парню, потому что… тот не отвечает на звонки, а героиня не хочет говорить ему про свою беременность по телефону. И с главным героем ситуация буквально ещё более курьёзная: ни с того ни с сего за семейным обедом Ян понимает, что его отец на самом деле… отчим, что он приемный и тут парню будто кровь в голову ударила – он решает сорваться с места и потратить летние каникулы на поиск своего родного отца, где бы тот ни был.  И вот так, в результате жизненных перипетий Ян и Юле становятся попутчиками – каждый из них едет по своим делам и случайная влюбленность совсем не входит в их планы, но можно ли сопротивляться чувствам, если вы молоды, а мир вокруг на редкость очарователен и прекрасен?

Отдельно затронем и визуалку: картина снята тандемом операторов (Марио Краузе и Себастьян Лемпе). И снята она образцово-показательно: ярко, красочно, колоритно и очень живо. Посмотреть «Романтиков» равно что съездить в отпуск: полный эффект присутствия на фоне ретроспективы, европейских ландшафтов, разнообразных европейских городов – вся эта атмосфера летнего покоя в середине суровой русской зимы  просто расслабляет и завораживает.

Спокойное линейное повествование выстроено по лекалам, по законам жанра: идёт четкое сценическое чередование — тридцать секунд на эстетику, на кадры из окна фургона, который, кстати, принадлежит Вайнгартнеру, и, соответственно, за этим всем следуют от пяти до десяти минут чистого диалога. Есть возможность сконцентрироваться на том, что зрителя действительно интересует, детально прочувствовать героев и их тесную взаимосвязь.

«Европа — символ мира, в котором нет границ, где люди перемещаются свободно, — добавляет Вайнгартнер, — это тот мир, к которому мы должны стремиться»

И здесь уже абсолютно неважно, где именно происходит действие – в Испании ли, в Португалии – на этом  не делается особый акцент. Скорее, важен возраст – «Романтики “303”» о том, какое же всё-таки это счастье – молодость.

«Я думаю, что глобальные мировые проблемы мы должны решать общими усилиями и поэтому должны отказаться от географических границ, упразднить существующие и ни в коем случае не устанавливать новые. Мы, нормальные люди, хотим свободно перемещаться и переступать любые, мы за свободу — об этом говорится в фильме»

Автор убеждён — самая ужасная вещь, которая может с нами случиться, это война:

«Мы должны всячески бороться с воинами, ведь те отбрасывают нас в средние века, и в будущем мы должны жить без границ и без войны. Нормальное, естественное состояние человека — жить в любви и дружбе друг с другом. Войны нам абсолютно ни к чему. Войны нам навязываются теми, кто находится у власти»

«Романтики» — антипод войны, это кино обо всём светлом и радужном – пусть оно будет хотя бы на экране, ведь в жизни часто этого нам и не хватает.

 

Вайнгартнер говорит, что ему всегда хотелось снять такого рода фильм, в котором было бы много личных и философских вопросов, теорий и диалогов. Его всегда увлекали различные философские течения, объясняющие те или иные вопросы жизни, а началось всё с того, что в далёком 1995 году тогда ещё почти что новичок в киноиндустрии, он работал в Вене на съёмках легендарной ленты Ричарда Линклейтера «Перед рассветом» с Итаном Хоуком в главной роли. Выполняя роль ассистента режиссёра, молодой Ханс мечтал как-нибудь сам реализовать такую задумку, снять что-то подобное, но уже на свой лад, показать сочетание любовного роуд-муви и множества различных философских диалогов. И вот, прошло 20 лет. Российские новые пираты наверняка уже выложили фильм в открытый доступ, но я советую смотреть его на большом экране с любимым человеком. Осталось только повторить «предупреждение» Ханса Вайнгартнера для тех, кто удостоит своим вниманием его новую картину:

«Я рекомендовал бы тщательно выбирать себе спутника в кинотеатр, поскольку вы непременно влюбитесь после просмотра этого фильма».

Ранее мы писали про новинки предновогоднего проката.

Pin It on Pinterest