Поведенческая терапия: проверенный метод развития детей | CBS MEDIA
CBS MEDIA

Поведенческая терапия: проверенный метод развития детей

«Не бывает необучаемых детей, просто к каждому нужен свой подход".

Этими словами можно охарактеризовать деятельность Султанны и Элимдара Сейдосмановых. Они открыли центры АВА-терапии и развития речи «Султанна», в котором работают с детьми с задержкой психического или речевого развития, синдромом дефицита внимания и гиперактивности, и с аутизмом.

Когда сыну Сейдосмановых Умару было два года, ему поставили диагноз аутизм. Сначала молодые родители занимались с сыном сами, постепенно набираясь знаний в области развития детей. Султанна делала акцент на когнитивных навыках ребенка, Элимдар работал над физическим развитием. Султанна активно освещала все действия в личном блоге, и в определенный момент начала получать множество запросов о помощи от родителей с подобными проблемами. Тогда и пришло решение об открытии первого центра АВА-терапии «Султанна».

Увидев возможности метода поведенческой терапии в повседневной жизни, Султанна решила создать и онлайн-курс для родителей нормотипичных детей (детей без отклонений в развитии), назвав его «Послушная ребятня без истерик и ремня». Курс вышел как раз в период самоизоляции, когда родители оставались дома с детьми, и стали выявляться сложности в коммуникации и взаимодействии внутри множества семей.

«Этот курс получил положительный отклик от родителей, которые не знали, как наладить быт со своими детьми. Мы до сих пор получаем сообщения благодарности от участников за улучшение отношений между членами семьи и знакомство с методом ABA-терапии», — рассказывает Султанна Сейдосманова.

Не так давно этот метод активно использовался в американском шоу «Няня 911», где в семью с проблемами между родителями и детьми на неделю помещали няню. За короткий период времени ей удавалось улучшить микроклимат в семье, используя многие методы ABA-терапии.

Что такое АВА-терапия?

Аббревиатура АВА происходит от английского Applied Behavior Analysis, что переводится как Прикладной Анализ Поведения.

ABA опирается на законы поведения любого живого организма, и в частности человека. Эти законы присутствуют у каждого из нас, даже если мы о них не задумывается. В повседневной жизни это происходит очень органично, постоянно и незаметно.

Например, младенец кричит от чувства голода и получает грудь матери. Происходит положительное подкрепление: кричу → удовлетворяю голод. Далее ребенок, обучаясь и используя этот способ, получает грудь, кашу, печеньку и так далее. Во взрослой жизни он использует более сложные механизмы, социальные схемы, инструменты, и получает уже деньги, на которые покупает себе еду.

Таким образом, практически любое поведение можно привить, используя положительное подкрепление. Например, положительное поведение прививается, когда государство поощряет сдачу стеклянных бутылок в переработку, вместо выбрасывания в мусор. Пункты сбора дают за сырье деньги, и люди привыкают сдавать бутылки, получая личную выгоду и помогая государству беречь природу.

Эти примеры описаны достаточно примитивно, но они дают понять суть. Любое поведение человека существует по схеме стимул → реакция (поведение) → последствие. И эти поведенческие принципы обширно используются, осознанно или бессознательно, в образовании, маркетинге, сохранении природных ресурсов, технике безопасности, спорте, и многом другом.

Даже для прочтения вами этой статьи есть стимул, то есть мотивация, скорее всего, касающаяся ребенка с проблемами в развитии. Вы увидели заголовок, нашли в нем интерес для себя, перешли на статью и начали читать. И это поведение “читать” сохранится до тех пор, пока читатель не удовлетворит свой интерес, и мотивация не исчезнет. Или пока не появится другой стимул, например рекламный баннер, который отвлечет его внимание.

Поведенческие аналитики по всему миру применяют эти законы во всех сферах, где есть поведение: от развития детей до глобальных проблем, формируя  тем самым желаемое поведение, либо меняя нежелаемое на желаемое.

Метод АВА признан эффективным, имеющим научное обоснование работы с поведением, и эффективно используется в области развития детей. К сожалению, наверняка есть те, кто до сих пор использует наказания ремнем в ответ на нежелательное поведение. Даже если опустить факт, что это неприемлемое в семье насилие, с точки зрения ABA-терапии — это реактивный (т.е. неосознанный, автоматический) и самый неэффективный метод работы с поведением.

«Научно-обоснованный» означает, что ABA-терапия прошла научные испытания и имеет доказательство своей эффективности. Основы терапии были заложены в США, именно там специалисты разработали план помощи детям и взрослым с различными поведенческими проблемами.

Для поведенческого аналитика поведением ребенка является и речь, и крик, и мочеиспускание, и ходьба, и кусание, и поднятие руки, и т.д. А главным инструментом — мотивация и умение управлять ею для того, чтобы не пришлось принуждать, воздействовать силой, запугивать, зажимать детей для занятий.

АВА-терапия применима как к навыкам научить ребенка отзываться на имя, кушать ложкой, жевать твердую пищу, так и решать примеры, читать, запоминать рассказы, играть в игры, общаться с окружающими.

Есть мнение, что ABA — это дрессировка детей. Но тогда стоит задаться вопросом: какая мотивация заставляет людей ходить на работу? Если б им платили арбузами, сохранялось бы это поведение? Является ли дрессировкой приманивание сотрудников зарплатой, поощрение премией? Почему применение таких способов, как поставить в угол, дать “подзатыльник”, — это “дедовские строгие методы воспитания”, а применение мотивации и вознаграждения — это дрессировка?

Центр поведенческой коррекции и развития речи «Султанна»

Султанна — не только мама особенного ребенка, она руководитель центров поведенческой коррекции и развития речи «Султанна». Помимо этого она также поведенческий аналитик (5 модулей BCBA), куратор поведенческих программ MBP с высшим логопедическим образованием и множеством пройденных программ, в том числе и зарубежных, дефектолог и ведущий интенсивных курсов и семинаров, куратор интенсивных программ по прикладному поведенческому анализу (Россия, Казахстан, Болгария, Турция).

Вначале Султанна основала сеть АВА центров «на Абардаж», которыми руководила более 5 лет. Сейчас Султана и Элимдар открыли новый проект для развития детей «Султанна» в Москве, Одинцово и Голицыно. Этот проект ставит новые цели, чтобы поднять развитие детей на еще более высокий уровень.

В центрах работает команда сильных специалистов в области логопедии, адаптивной физической культуры и сенсорной интеграции, которые знают, как выстроить сотрудничество с ребенком, и как на основе этого сотрудничества добиться успеха в занятиях, показав реальные результаты в виде достигнутых целей. И конечно же, специалисты знают, как помочь решить проблемы с нежелательным поведением детей.

«Всех сотрудников в центры АВА мы отбираем лично, доводя до уровня высоких стандартов работы, потому что доверяем им самое ценное — детей, в том числе и своих собственных. Наш сын Умар тоже занимается со специалистами в нашем центре.

Чтобы попасть в нашу команду нужен не только сертификат АВА, либо педагогическое образование, хотя это, безусловно, базовая составляющая. Мы формируем нашу команду из добрых, честных, понимающих свою миссию людей, которые регулярно повышают свою квалификацию.

Все специалисты обязательно являются поведенщиками, а уже потом педагогами, психологами, логопедами, тренерами. Потому как любая дисциплина у нас базируется на сотрудничестве с ребенком в рамках законов поведенческого анализа, как самого эффективного метода работы с поведением», — говорит Элимдар Сейдосманов.

Руководитель центров Султанна рассказывает: «Для меня всегда забавны и умилительны ситуации, когда во время урока, обычно это происходит в начале пути сотрудничества с новой семьей, родители пытаются убедить меня или мою команду в том, что с их ребенком ничто не работает. Они говорят, мол, это бесполезно, это характер у него такой, он от просто не захочет это делать, гены не те и тому подобное. Так бывает часто поначалу. По прошествии времени я слышу от них уже другое. Те, кто выстоял и не сдался, выражают благодарность центрам и коллективу за проделанную работу и потрясающий результат».

 

Pin It on Pinterest