От сверхзвукового пассажирского лайнера до уникального памятника | CBS MEDIA
CBS MEDIA

От сверхзвукового пассажирского лайнера до уникального памятника

Памятник Ту-144, первому пассажирскому сверхзвуковому лайнеру, установят в Жуковском в преддверии МАКС-2019.

В истории советской авиации не так уж много самолетов, которые стали настоящими легендами. Еще меньше их, без преувеличения известных всему миру, среди бортов гражданской авиации.

Одним из таких немногих самолетов является Ту-144, ставший уникальным и легендарным уже за то, что это был первый в  мире сверхзвуковой самолет пассажирской авиации. Первый полет Ту-144 совершил более пятидесяти лет назад, в Новый год  31 декабря 1968. Именно он стал первым сверхзвуковым самолетом, который начал возить пассажиров, а не использоваться в военных целях. Вторым таким самолетом  чуть позднее стал англо-французский Конкорд.

Но, к сожалению, век сверхзвуковой гражданской авиации оказался не долгим, и причиной тому стал экономический фактор. Полеты на сверхзвуковой скорости оказались слишком дороги, чтобы окупать их той стоимостью, по которой продавались билеты на рейс.  А если бы цена была соответствующей затратам, а тем более включающей еще и хотя бы минимальную прибыль, нашлось  бы не так много пассажиров, которые позволили бы себе такие полеты.

Но в первое время  пассажирские полеты Ту-144 были вопросом престижа, и окупаемость не имела значения. В то время, когда первый рейс, летавший по маршруту Москва — Алма-Ата, начал регулярную работу,  выполнение таких полетов было значимым фактором для поддержания престижа страны на международной арене.  Для Аэрофлота  такие пассажирские полеты были в убыток, но это тогда не имело значения – государство компенсировало затраты.

Чуть позднее выяснился и еще один момент. Самолет  по ряду причин, главной из которых стал большой расход топлива на таких скоростях, не  смог выполнять прямые перелеты между Москвой и Дальним Востоком, что ставилось главной целью запуска сверхзвуковых пассажирских лайнеров.

В итоге к 1978 году регулярная эксплуатация завоевавшего всемирную известность самолета прекратилась. Последний полет пассажирского лайнера был выполнен в мае  1978 года, а всего Аэрофлотом было выполнено 55 полетов на Ту-144. Уникальные самолеты успели перевезти 3284 пассажира, которых потом многие называли счастливчиками.

С началом восьмидесятых в стране началась совсем другая жизнь, и про уникальный самолет почти забыли. В небе остался только один из них,  переработанный по заказу авиакомпании Боинг и NASA, и исполнявший роль летающей лаборатории.  Он летал уже в российские времена, последний свой полет летающая лаборатория на базе Ту-144 выполнила  в 1999 году. Именно этому самолету с бортовым номером 77114 теперь выпала судьба не только уцелеть и остаться у себя на родине, но и стать вскоре уникальным памятником.

И почти сразу же после прекращения полетов встал вопрос, что делать с уникальным самолетом,  являющим собой живую историю.  Таких самолетов на тот момент осталось всего несколько, но каждый из них уже тогда представлял уникальную историческую ценность, каждый был неповторим.  В те сложные для страны времена вариантов было мало:  или продать самолет за рубеж в один из музеев, или варварский, но, к сожалению, распространенный тогда путь  — отправить на металлолом за гроши. 

Один из тех самолетов, Ту-144 с бортовым номером  77112, в итоге был продан в музей авиации  немецкого города Зинсхайма, где был установлен на постаменте рядом со своим собратом Конкордом.

Летающей лаборатории с бортовым номером  77114 повезло больше. В  подмосковном Жуковском, известном городе авиаторов, уже тогда нашлись энтузиасты и организации, понимавшие, как важно сохранить эти самолеты для истории. Ведь аналогов  этому самолету нет и ближайшее время не будет, все по той же экономической причине, по которой прекратили в свое время полеты и эти, созданные в середине двадцатого века, самолеты.

 В 2000 году начались первые попытки установки памятника самолету Ту-144 на территории города Жуковского. Таким памятником должен был стать один из списанных бортов, но решить вопрос с установкой оказалось не так просто.  Для этого требовались немалые финансы и воля руководителей города, готовых поддержать проект словом и делом. Увы, в том момент благие намерения тех, кто понимал важность этого памятника,  разбились об отсутствие финансов. Но неравнодушные к этому самолету люди не оставили своего дела, хотя  эта история  и растянулась без малого двадцать лет, за которые появлялись и уходили в небытие различные варианты установки памятника Ту-144.

У истоков идеи установки этого памятника стоял  «Клуб героев» города Жуковского, в который входили известные в авиации люди, летчики испытатели, немало сделавшие для нее.  Также инициатором и активным участником этих событий была «Научно-инженерная компания» во главе с  ее бессменным  руководителем  А. Н Корнеевым. «НИК» и был тогда, и сейчас является одним из градообразующих предприятий  Жуковского, поэтому вмешательство такой компании в работу над проектом сыграло столь важную роль. 

В течение нескольких лет они  общими усилиями настойчиво пытались решить вопрос с местом установки памятника и  источниками  финансирования.

И только в мае этого года, наконец, удалось сдвинуть непростое дело с мертвой точки. Работа пошла во многом благодаря помощи губернатора Московской области А.Ю. Воробьева и мэра города Жуковского Ю.В. Прохорова. Своими решениями они помогли не только решить часть финансовых вопросов, но и наконец-то найти место для установки памятника. Главой города под установку памятника был выделен участок на пересечении Туполевского шоссе и улицы Туполева, который находится  рядом с главным  въездом в ЛИИ им. Громова. Да и само название улиц, на пересечении которых расположится памятник,  напрямую связано с самолетом, созданным туполевским КБ.

Место оказалось удачным не только с точки зрения названия улиц и расположенного рядом въезда на территорию Летно-испытательного института. Расположение  памятника именно здесь позволит в полной мере реализовать амбициозный проект по сохранению исторического самолета и организации целой памятной зоны, посвященной ему.

Финальные работы по установке Ту-144 в качестве памятника

В дальнейшем площадку, на которой устанавливается самолет, планируется оборудовать информационными стендами и специализированной подсветкой, а в самом самолете организовать музей на борту. Пока это все еще в стадии проекта, но хочется надеяться, что реализовать это у энтузиастов этой уникальной работы получится, как получилось, наконец, добиться установки сохраненного Ту-144 в качестве памятника в Жуковском.

Говоря о том, что  работы по установке памятника Ту-144 наконец-то вышли на финишную прямую,  стоит упомянуть имена тех, без кого в  двадцатилетней истории создания этого памятника , возможно, так и не появилось бы счастливого финала.

Одним из главных людей в этой истории стал руководитель «Научно-инженерной компании» А. Н Корнеев, который участвовал в этой работе почти с самого ее начала. ООО НИК — частная компания, которая давно работает в авиации, участвуя в проектировании самых современных гражданских  самолетов как для российских, так и для зарубежных компаний.  С самого начала истории создания памятника Ту-144 А.Н. Корнеев пытался организовать эту работу, разрабатывал с помощью своих сотрудников различные проекты установки самолета на постамент. За это время было несколько вариантов установки памятника, в том числе и рядом со зданием мэрии, и на территории ЛИИ. Тогда еще планировали восстановить самолет до летного состояния, инициатором этого был известный летчик -космонавт И. П. Волк. Участвовал в этом проекте и пилот, который поднял в первый полет самолет Ту-144 №68001 Е.В. Елян.

Не обошлось и без помощи администрации города и региона. Только когда к работе над этой инициативой присоединились глава Жуковского Ю.В. Прохоров и губернатор  Московской области А.Ю. Воробьев, наконец-то удалось решить вопрос выбором места для памятника и полным финансированием проекта. Почти двадцать лет понадобилось для этого, и вряд ли вообще было бы возможно без прямого вмешательства главы города, ведь только он имеет возможность выделить такую территорию в городе.

Не обошлась финальная часть работы и без Василия Владимировича Панкратьева, одного из руководителей фонда «Легенды авиации», организовавшего разработку  итогового  проекта памятника, занимающегося вопросами организации работ и координации различных участников этого проекта. Ему  принадлежит и идея создания, в Жуковском целой памятной аллеи Генеральных конструкторов, которая уже воплощена в жизнь.

Сейчас памятник уже почти готов. В данный момент самолет  уже  вывезен с территории ЛИИ, где хранился до этого, на место установки памятника. Сейчас введутся финальные работы по установке Ту-144 на три несущие опоры, которые поднимут его на несколько метров над землей. Но и на самом последнем этапе подготовка памятника требует непростой и уникальной работы. Выполняется весь финальный комплекс работ волонтерами, работающими без участия специалистов авиационных предприятий. Руководит работой на площадке Павел Проскурня, человек, не раз уже  работавший над делом восстановления самолетов для музеев.

Активное участие в этих работах, в их обеспечении играет председатель фонда «Легенды авиации» М.М. Агафонов, а также бывший летчик-испытатель  В. Ф. Ваньшин, В качестве волонтеров в работах участвуют и  сборщики производственной фирмы «Альфа-М», тоже расположенной в Жуковском.

Открыть памятник планируется накануне авиасалона  МАКС 2019, который стартует 27 августа.  Там будет демонстрироваться еще один исторический Ту-144, который мы уже упоминали в этой статье — самолет с бортовым номером 77115. На него в рамках авиасалона можно будет подняться и полюбоваться изнутри, представить себя летящим на нем на сверхзвуковой скорости, на огромной высоте.  Историческая экспозиция, в рамках которой  размещается этот самолет, тоже организуется фондом «Легенды авиации» и «Научно-инженерной компании» при поддержке руководства авиасалона.

Фото автора


Pin It on Pinterest