МиГ-29 отмечает день рождения | CBS MEDIA
CBS MEDIA

МиГ-29 отмечает день рождения

Самый известный самолет российских ВКС отмечает свой день рождения, проведя в небе более сорока лет и все еще оставаясь актуальным

МиГ-29  стал, пожалуй, самым  знаменитым российским  истребителем  за всю  историю второй  половины  двадцатого века.  Наверное, сейчас нет ни одной страны  мира, где не  знали бы этот самолет не только по названию, но и, что называется, «в  лицо»  По известности с ним  может сравниться разве  что недавно появившийся  Су-57,  известный также как ПАК ФА и Т-50.  И все же это самолет более молодой,  еще не прошедший проверку  временем, а  МиГ-29,  созданный  в российском КБ Микояна, доказал своё право на популярность и известность многократными выступлениями и эпизодами боевого применения. Сегодня, 6 октября,  этот знаменитый самолет, на котором,  в том числе, выступает самая  популярная  российская  пилотажная  группа  «Стрижи», отмечает свой  день рождения.

Именно 6 октября 1977 года на подмосковном аэродроме в  Раменском  летчик-испытатель и шеф-пилот КБ Микояна впервые поднял в небо первый самолет-прототип будущего МиГ-29. На испытания и доводку ушло пять лет, что по меркам  авиастроения совсем немного, и уже в 1982 году были созданы  первые  серийные  образцы Миг-29. Спустя  еще год из новых самолетов был  сформирован первый  авиационный полк, который  располагался в подмосковной  Кубинке. Именно там  позднее была  создана и пилотажная  группа на МиГ-29, будущие  знаменитые «Стрижи».

Сразу после поступления в войска новый самолет был высоко оценен пилотами, но работы над  стремительно обретавшим  популярность самолетом  продолжались. В  середине  восьмидесятых годов  была создана и введена в серию модернизированная  версия  МиГ-29,  отличавшаяся  наличием  встроенной станции постановки помех, а также увеличенным  запасом топлива, что позволяло увеличить и практическую дальность полета.

Во второй  половине восьмидесятых годов появилась  еще одна  модификация «двадцать девятого» , получившая  наименование  МиГ-29К. Новый тип  отличался от своих  предшественников тем, что это был  палубный самолет, предназначенный для взлета с  борта авианосца. Этот  тип находился на испытаниях в Чёрном море, где испытывался на  тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов».

Спустя девять лет после появления первых серийных образцов, в 1991 году на основе  базировавшегося в Кубинке  авиационного полка МиГ-29 там же была  создана пилотажная группа  «Стрижи».  Момент для  создания  пилотажной  группы, тем более на таких  самолетах, оказался не самый  подходящий, впереди нашу  страну  вскоре ожидал  распад и суровые  испытания  девяностых.  Тогда  производство МиГ-29 было прекращено по экономическим  соображениям, и популярный  у  летчиков  самолет мог  уйти в  историю, когда у  созданных образцов истек бы ресурс. Тогда многим казалось, что самолет, не зря  названный не раз  гениальным, мог уйти в историю. Но в  конце девяностых, когда  авиационная  промышленность только начинала выходить из глубокого кризиса,  появилась  очередная  модификация «двадцать девятого» — МиГ-29СМТ.  Немного позднее  была  создана обновленная доработанная  версия  —  МиГ29К/КУБ.  Тогда же  шли работы по подготовке  к испытаниям  и  еще одного самолета, являющегося  фактически  развитием  «двадцать девятого»  и его прямым  потомком – МиГ-35. По сути, этот самолет  является  глубокой  модернизацией  МиГ-29.

В начале двухтысячных годов было восстановлено серийное производство различных модификаций  МиГ-29 и начались его продажи за рубеж. Как только появилась такая  возможность, самолет начали  активно приобретать  для нужд ВВС  таких стран, как Болгария, Польша, Чехословакия, Венгрия, Куба, Северная  Корея, Эритрея, Малайзия, Украина, Казахстан,  Узбекистан, Белоруссия, Алжир, Ирак, Сирия, Ливия,  Югославия и Индия.  Еще  с конца  девяностых, когда  заговорили о том, что возможны  продажи этих самолетов в  другие  страны,  начались и активные  зарубежные  показы «Стрижей», чьей задачей было не только порадовать зрителей на иностранных авиашоу, но и показать военным  специалистам  этих стран  все преимущества российских машин.  МиГ-29 начал стремительно  зарабатывать популярность, а  его характерный силуэт стал узнаваемым не только в России, но и во многих   других странах мира.

Созданный более сорока лет назад самолет и сейчас не  теряет своей  актуальности, а  его  закупки  продолжают интересовать военные  ведомства  многих стран  мира. Продолжает состоять на вооружении  МиГ-29 и в российских авиационных  войсках.

 

Фото  автора

Pin It on Pinterest