Легендарная рок - опера «Иисус Христос Суперзвезда» прошла в Москве | CBS MEDIA
CBS MEDIA

Легендарная рок — опера «Иисус Христос Суперзвезда» прошла в Москве

Всего два дня в московском концертном зале Измайловский шли показы знаменитой рок-оперы «Иисус Христос Суперзвезда».

Идущий  сейчас гастрольный  тур приурочен  к пятидесятилетнему  юбилею постановки. Пятьдесят лет назад, в 1970 году, она была  написана  Эндрю Ллойдом Уэббером, и с тех пор слава, пусть неоднозначная, не покидает эту постановку.

Рок-опера Уэббера поставлена была впервые спустя  почти год после  написания – 12 октября 1971 года на Бродвее. Постановка  сразу привлекла внимание  зрителей, и вскоре был записан видеовариант, в записи которого участвовали музыканты из Deep Purple, а также их коллеги Мюррей Хэд, Ивон Эллиман и другие.

В 2000 году на  Бродвее был начат перезапуск этой рок-оперы и был перевыпущен, уже с  более современными видеоэффектами, второй фильм по ней.

По официальным данным, первая постановка  этой рок-оперы в России была поставлена  в 1989 году в Рыбинске, однако  первой официальной постановкой,  поставленной в нашей стране по лицензионному  соглашению  с Уэббером, стала постановка Санкт-Петербургского театра «Рок-Опера». Первый спектакль этого театра состоялся в феврале 1990 года, так что в этом году «Иисус Христос Суперзвезда»  отмечает фактически  двойной  юбилей для театральной сцены нашей  страны — пятьдесят лет от даты ее написания и тридцать лет от первой постановки.

К юбилейному туру театр не только собрал звездный состав актеров, но и при помощи художницы, работающей под ником  ВсеЛенная создал уникальный открытки и наклейки по мотивам спектакля.

Рисунки Вселенной — символично звучит в контексте  этой постановки, хотя такой  ник художница Елена Ладкина  взяла себе гораздо раньше, чем начала работать в этом проекте.

Театр «Рок-Опера» в рамках юбилейного тура  привез постановку в Москву на два дня, и это много – в большинстве  городов  спектакль идет всего по одному дню. Столице  повезло – питерский театр решил порадовать московскую публику не только двумя днями выступлений  подряд, но еще и двумя  спектаклями  в день. Так много (а это много для этого театра и этой  постановки) этих спектаклей  подряд кроме Москвы театр  дает только у себя дома, в  Санкт-Петербурге.

Полное название этого тура  «Иисус Христос Суперзвезда. Upgrade», связано это со  значительным обновлением  технической  части  и света  в спектакле. Электронный сложный свет по-новому  подчеркивает игру актеров и дает совершенно иное  восприятие сцен.

А сцены тут действительно стоят одна другой. Сложная синхронная  пластика  танцев, перемежающая экспрессивными  статическими сценами, в  которых даже замершие  без движения актеры  играют – позами, в которых они замерли, застывшим выражением их лиц в этом моменте.

Отдельного внимания стоят голоса актеров и их потрясающая синхронность исполнения. Когда на сцене  поет хор, в зале складывается ощущение, что это звучит один  голос, настолько чисто и четко сливаются голоса  исполнителей, настолько отработано  их выступление.

Главных героев  в российской постановке называют английским  звучанием их имен, и привычное нам из Библии и названия  спектакля  имя  Иисус Христос в спектакле звучит как Джизус Крайст,  а Иуду здесь зовут Джудас. И это создает неожиданную и очень интересную перекличку  имен двух главных героев этого ожившего эпоса. Иисус и Иуда, Джизус и Джудас разные, и в то же  время  похожие между собой. Обоими ими руководит желание сделать как лучше, вот только Джудаса выбранный  им  путь  приводит к  трагедии, а его учителя – на Голгофу. И на сцене Иуда-Джудас переживает настоящую трагедии и горе, поняв, что его учитель умирает из-за него. Это не  библейское раскаяние из страха и понимания, что теперь он проклят во всех веках, это человеческая горечь от потери того, кто был близок и осознание, что ты стал тому виной.

От классического библейского сюжета постановку  отличает и  еще один ход —  Мария Магдалина, которую здесь зовут Мэри, не просто следует за Христом, она влюблена  в него. И это, в  том числе, становится причиной его разладов с Джудасом, считающим, что принятие  в их ряды такой женщины, бывшей блудницы, бросает тень на всех них.

 

Не смотря на провокационные визуальные  решения и даже некоторую сексуализацию ряда  сцен, Уэбберовская, а вслед за ней и эта  российская постановка говорит о том же самом, о чем и библейский  сюжет.  О значении любви  в человеческом сердце, об умении принимать и прощать, о милосердии, об истинных и ложных ценностях. И, конечно, о все еще актуальных, спустя две тысячи лет, бедах  этого мира – фарисеях в храмах и мздоимцах среди властей.

Впрочем, слова Джизуса-Иисуса, когда он говорит следующей  за ним толпе о том, что они не понимают его, кажется, тот мог бы  повторить и многим  из тех, кто сейчас говорит о себе, что является верующим, но при этом в словах и действиях таких людей слишком мало от настоящего евангельского учения.

«Кто без греха  — пусть первый бросит камень», а потому не нам указывать кому-то, что именно их мог бы иметь ввиду Джизус, и даже авторы постановки не берут на себя эту смелость. Они лишь заставляют  зрителя задуматься и посмотреть вглубь себя – а понимаю ли я сам Его правильно?

Ответ на этот вопрос каждый даст сам, а великолепная бессмертная  музыка Уэббера и талантливая  актерская игра Ярослава Баярунаса, Александра Кашапова, Анны Тесс, Вячеслава Ногина, Алексея  Толстокорова и других актеров этой постановки лишь облекают вечный миф в современные одежды, придают ему  актуальное  звучание, в  котором мы быстрее услышим и, может быть, поймем его.

 

 

 

Фото автора

Pin It on Pinterest