Легендарная летающая лаборатория Ту-144 ЛЛ | CBS MEDIA
CBS MEDIA

Легендарная летающая лаборатория Ту-144 ЛЛ

Ту-144 стал в свое время самым знаменитым самолетом. Первый сверхзвуковой пассажирский лайнер, а после прекращения пассажирских полетов - лаборатория.

Изучать пассажирские полеты на сверхзвуковых скоростях? Оказывается, такая возможность была у нас еще недавно. Сейчас самолет, давший ее не только российским, но и американским специалистам, стал памятником, но до этого у него была интересная и необычная история.

Ту-144ЛЛ с бортовым номером 77114 был по-своему уникальным самолетом даже среди своих собратьев. До того, как получить маркировку ЛЛ, он назывался Ту-144Д, то есть доработанный.

Построен этот самолет был в начале 1980-х годов, первый полет выполнил 13 апреля 1981 года, спустя три года после того, как Ту-144 уже перестали летать в качестве пассажирских самолетов. Заводской номер этого борта был 10082, а  серийный номер изделия  08-2. Бортовой номер 77114, под которым он и стал позднее известен, был ему присвоен уже при регистрации.

Пассажирским этот борт не планировался никогда, оборудование самолета с самого начала не подразумевало размещение в его салоне пассажирских кресел. Он  был построен в рамках еще продолжавшихся тогда разговоров о том, что, возможно, к сверхзвуковым пассажирским перелетам еще вернуться, на  его основе проводилось изучение влияния различных факторов на пассажирские сверхзвуковые полеты и оценка эффективности тех или иных действий и технологических решений. Но самолету  удалось выполнить всего лишь менее десятка полетов, в воздухе он был до 1983 года, после чего эта программа была закрыта.

Но его рабочая карьера на этом не закончилась. Позднее, в середине 1980-х годов он использовался в качестве  тренажера для космонавтов, готовившихся к полетам по программе «Буран». Подготовка космонавтов на  Ту-144 была  возможна благодаря тому, что кабина челнока «Бурана» имела схожее с самолетной кабиной строение, а  посадочные скорости и характеристики были соизмеримы.

Есть на счету  этого самолета и немало рекордов. Так, в 1983 году на нем был поставлен скоростной рекорд при выполнении замкнутого полета на  1000 км с грузом в 30 тонн. В этом полете он развил скорость в 2031,5 км/час, что уступало рекордной скорости Ту-144 на испытаниях, но было абсолютным рекордом  скорости для такого самолета при полной загрузке. Немногим позднее этот самолет поставил еще один рекорд, теперь уже по высоте. С такой же загрузкой он поднялся на высоту 18200 метров. Скорость при этом, конечно, уступала рекордной, но позволила подняться на высоту, считавшуюся доступной только для военных истребителей. Рекордные полеты выполнялись на авиабазе Кипелово в Волгоградской области, во время их выполнения самолет имел шифр «101».

В 1985 году  началась установка на этот самолет нового оборудования, позволяющего использовать его в качестве медицинско-биологической лаборатории для исследования воздействия радиации и показателей радиационной обстановки при выполнении высотных полетов.

Исследования продлились с 1986 до 1988 года, и включали в себя, в том числе,  работы по изучению воздействия различных видов радиации в зависимости от высоты и удаленности от точки излучения. Частично эти исследования были спровоцированы  произошедшей в Чернобыли катастрофой и поэтому изучались еще и  вопросы распространения радиации. Но еще до Чернобыльской аварии исследования радиационного излучения, в том числе космической радиации, велись на борту летающей лаборатории с бортовым номером 77114. Научные  исследования выходили таким образом более чистыми, чем исследования радиационного воздействия в верхних слоях атмосферы Земли, проводившиеся с помощью космических  аппаратов. Поскольку, в отличие от тех самых космических аппаратов, самолет, спроектированный для полетов  в нижних слоях атмосферы, не имел серьезных радиационных защит, и данные на его борту можно было более точные.

В модификации Ту-144 Д этот самолет летал периодически вплоть до 27 февраля 1990 года.

Налет этого борта на тот момент составил 82 часа 40 минут. При этом на сверхзвуковой скорости налет на момент прекращения полетов составил 28 часов.

Спустя три года, в 1993 году, он был выставлен на статической экспозиции авиасалона МАКС, но позднее снова вернулся к полетам.

Хотя в течение шести лет самолет не поднимался в воздух, но в использовании исследовательских возможностей Ту-144 были заинтересованы  специалисты из NASA. Впервые этот вопрос был поднят еще в 1988 году на международной научной конференции в Новосибирске американским ученым по имени Деннис Бушнел, но тогда этот проект не получил развития и согласования на государственном уровне. Вернуться к проекту удалось только после распада Советского Союза. В 1993 году вопрос использования исследовательских возможностей Ту-144 в интересах американских специалистов был поднят снова. Тогда и началась работа по модификации борта 77114 до летающей лаборатории, соответствующей их запросам. Возглавил эти работы Александр Леонидович Пухов, один из ведущих конструкторов ОКБ им. Туполева на тот момент.

Контракт «О доработках самолета Ту-144 Д и проведении комплекса исследований в интересах создания СПС 2-го поколения» был подписан 17 июня 1994. Аббревиатура СПС в названии контракта расшифровывается собственно как сверхзвуковой пассажирский самолет. Со стороны России данный документ был подписан премьер-министром Виктором Черномырдиным, с американской стороны подпись под документом поставил тогдашний вице-президент страны Альберт Гор.

Изменения оказались довольно существенными. В самолете, в том числе, были заменены двигатели. Теперь в нем вместо двигателя РД-26-51А были установлены форсированные двигатели НК-32-1, которые использовались на военных самолетах Ту-160 «Белый Лебедь».  Из-за увеличенной тяги двигателей была доработана и механизация крыла, что позволило повысить рабочую скорость самолета с 2,15 Маха до 2,3 Маха.

На торжественной выкатке обновленного и готового к испытаниям самолета, получившего теперь маркировку Ту-144 ЛЛ, в качестве  представителя Соединенных Штатов присутствовал господин Мердок, с российской стороны на выкатке был Министр транспорта Российской Федерации Николай Петрович Цах. До этого, перед выкаткой, борт был представлен лично тогдашнему президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину.

Первый полет обновленного Ту-144 ЛЛ состоялся 29 ноября 1996 года. В новом качестве самолет летал до апреля 1999 года, совершив менее тридцати полетов в научно-исследовательских целях. Из этих тридцати полетов восемь были выполнены с участием летчиков-испытателей из США. Совместная  научная  программа российских и американских ученых, под которую и был переработан этот самолет, была завершена 11 февраля 1998 года, еще год он летал в целях российской науки. Во время этой своей «второй жизни» самолет обрел собственное имя, он был назван в честь российской столицы «Москва». Самолет выполнив в рамках этих исследований 27 полето, проведя в воздухе в общей сложности 57 часов 32 минуты, из которых на сверхзвуковых скоростях налет составил 12 часов 32 минуты. В четырех сверхзвуковых полетах принимали участие американские летчики-испытатели, их задача состояла в качественной оценке характеристик самолета.

Одной из главных исследовательских задач, стоявших перед американскими учеными, было определение целесообразности создания сверхзвуковых пассажирских лайнеров второго поколения, а  главным заказчиком этих работ выступила американская авиакомпания Боинг. По итогам двухлетних исследований специалисты пришли к выводу, что проект является экономически не выгодным, и вторично отказались от идеи создания собственного сверхзвукового пассажирского лайнера.  Специалисты Боинга участвовали и в переоборудовании самолета, устанавливая на его борту собственное  исследовательское оборудование.

Финансирование этой большой программы Боинг вел не в одиночку, второй заинтересованной  в исследованиях авиационной компанией стала «МакДоннел Дуглас», также к программе присоединились «Дженерал Электрик», «Пратт энд Уитни» и компания «Рокуэлл». Стоимость программы с их присоединением и постановкой собственных научных задач увеличилась с первоначальных 9 млн доллларов до 14, что на деле было небольшой частью от полной суммы контракта между NASA и Боинг с «МакДоннел Дуглас», который был заключен для проведения высокоскоростных исследований.

29 ноября 1996 года состоялся первый полет Ту-144 с номером 77114 в новом  качестве. В качестве командира на борту находился летчик-испытатель С.Г. Борисов, а вторым  пилотом с ним летел Б.И. Веремей.

В ходе исследований по этой программе было выполнено восемь уникальных экспериментов по определению распределения давления и коэффициента трения, параметров пограничного слоя самолета, распределению температур по поверхности борта, а также по оценке теплового режима внутри силовой установки самолета, исследования по определению уровня шума внутри салона и акустических нагрузок на элементы конструкции борта.

Оценка летных характеристик самолета, в том числе характеристик устойчивости и управляемости, проводилась несколькими экипажами летчиков-испытателей АНТК им. Туполева и ЛИИ им. Громова, они же присутствовали на борту и во время совместных полетов с летчиками-испытателями из NASA.

Полеты самолет прекратил в связи с прекращением научной программы, для которой требовались бы результаты проводящихся на борту исследований. Повлиял на это, конечно, и экономический фактор: в тот момент в стране практически не было денег.

По окончании исследовательской  программы Соединенные Штаты хотели выкупить этот борт и забрать его себе, но в связи с тем, что на нем были установлены двигатели от секретного на тот момент Ту-160, соглашение о покупке самолета не было подписано, и самолет остался в России. Возражали против его передачи в США и те, кто работал с этим  уникальным самолетом в России.

В итоге после окончания  полетов самолет на долгие двадцать лет оказался на хранении в ЛИИ им.Громова. За это время неоднократно заходила речь о том, чтобы восстановить самолет до летной годности, но это оказалось невозможно из-за отсутствия  необходимых деталей, а занимавшиеся их производством цеха  уже давно не работают и перепрофилированы на изготовление совсем других авиационных элементов. В итоге Ту-144 с бортовым номером 77114 был отреставрирован для установки в качестве памятника, правда, не в родной ливрее летающей лаборатории, а  в окраске пассажирских лайнеров Аэрофлота, и будет установлен в Жуковском, откуда когда-то первый из этих самолетов поднялся в небо.

Таблица 1. Технические характеристики самолета

Описание
Разработчик АНТК им. А.Н.Туполева
Обозначение Ту-144ЛЛ
Тип Cверхзвуковая летающая лаборатория
Экипаж, чел. 3
Геометрические и массовые характеристики
Длина самолета, м 65,7 (60)
Размах крыла, м 28,8 (27)
Площадь крыла, м2 507
Взлетный вес, кг 200000
Вес топлива, кг 102000
Силовая установка
Число двигателей 4
Двигатель ДТРДФ НК-32-1
Тяга двигателя, кгс 25500
Летные данные
Максимальная скорость полета, М= 2,35
Потолок, м 18897
Дальность, км 4000

Благодарим за помощь в подготовке материала и предоставленные фото авиационного инженера-конструктора Андрея Сдатчикова

Pin It on Pinterest