"Искусство куклы" - от старины и до наших дней | CBS MEDIA
CBS MEDIA

«Искусство куклы» — от старины и до наших дней

18.12.2018 Россия Alaverann
кукла

В воскресенье, 16 декабря, завершилась 9я Московская международная выставка «Искусство куклы». Гостиный двор распахнул свои двери для огромного числа мастеров (их насчитывалось более тысячи!) и множества их работ — от воздушных до мрачных, от маленьких до больших, от антиквариата до новодела. Двадцать шесть стран мира представили своих кукол посетителям этой оригинальной выставки, где каждый ценитель мог найти для себя экспонат, на который хотелось смотреть безотрывно.

Казалось, на этой выставке изменило свой ход само время — антикварных кукол, находящихся в частных коллекциях и предоставленных для выставки их владельцами,  сменяли куклы, в основе которых лежала механика.

 

Вы думаете, что кукла — это лишь детская игрушка? Вовсе нет! Во-первых, это весьма изящная деталь интерьера — от куклы-малышки, которую можно посадить на ладонь, до ростовой, почти неотличимой издали от живого человека. Во-вторых, вспомните о кукольном театре. Вот уж где кукол видимо-невидимо, и у каждой из них есть своя история — история олицетворяемого ею персонажа. В-третьих, сколько женщин и девушек предпочитают иметь дома мягкие игрушки?

У посетителей выставки имелась приятная возможность оставить себе на память фотографию с полюбившейся куклой. Конечно, в первую очередь это оценили юные гости «Искусства куклы», но и немалое число взрослых не удерживалось от того, чтобы сделать себе фотонапоминание о выставке с каким-либо оригинальным экспонатом.
На выставке гости могли не только полюбоваться огромным кукольным разнообразием, но и купить себе или близким подарок к Новому году. Кстати, продавались там не только готовые куклы, но и материалы для желающих самостоятельно попробовать свои силы в создании таковых. Отдельным направлением выставки были мишки Тедди, в последние годы набравшие достаточно большую популярность среди ценителей мягкой игрушки.

Среди экспозиций и проектов выставки можно упомянуть следующие. Наталья Курочкина, частный коллекционер, представила гостям «Искусства кукол» экспозицию под названием «Куклы 19-го века». Очаровательные фарфоровые творения давно ушедших от нас мастеров, предтечи нынешних художественных кукол вызывали восторг в том числе у взрослых посетителей выставки. С какими одухотворенными лицами уходили некоторые из них, продолжая обсуждать только что увиденное!

Достаточно интересным оказался и такой проект, как «Кукла в пейзаже на фоне Вечности». Создатели и руководители проекта, в числе которых можно назвать Творческий союз художников России, клуб-студию «Кукольная коллекция» и галерею Елены Громовой, опирались на полотна кистей художников Северного Возрождения.

Своеобразно и необычно смотрелся проект «Found in Antarctica», от которого были представлены куклы Олега Каторгина. Он более года провел в Антарктиде, ища следы забытых древних цивилизаций и, по его утверждению, воссоздавая их подлинный облик. Относиться к подобным исследованиям можно по-разному. Кто-то пожимает плечами — мол, чего только не бывает в нашем мире. Кто-то загорается — а вдруг там и впрямь некогда обитали таинственные создания? Кто-то вздыхает — подобного рода мистика была развенчана давным-давно, к чему повторяться? Но, с какой бы точки зрения посетители не смотрели на поиски и идеи такого рода, они могли получить удовольствие от необычной экспозиции, включающей в себя живопись, графику, скульптуру из дерева, анимацию. Даже если это просто красивая сказка — такому тоже должно быть место в нашей жизни.

Проект «Ульгер. Авторские куклы семьи Намдаковых»  представил вниманию посетителей «Кукол-амазонок». Целью проекта было показать женский образ, сложившийся в азиатской древней культуре, существенно отличающейся в ряде моментов от привычной нам европейской.
Одним из фаворитов выставки стала экспозиция «Встречаемся в Венеции». Любой человек, хоть мало-мальски интересовавшийся историей, слышал о великолепии венецианских карнавалов, их опасностях, тайнах, интригах. Венецианская маска — это словосочетание заставляет вспомнить пышные средневековые платья, острые кинжалы, спрятанные под плащами, бурлящее веселье и, конечно, прекрасные танцы. Школа кукольного дизайна приоткрыла для гостей выставки этот яркий и загадочный мир.

И под конец хотелось бы рассказать об экспозиции «Куклы из перламутра». Она включила в себя не только старинные японские куклы и статуэтки, но и кимоно (частное собрание, которое представил Юрий Подкопаев). Отдельным направлением экспонатов стали куклы-кимекоми. Алла Беляева, их творец, работает в старой японской технике. Как гласит легенда, впервые кимекоми были сделаны в храме Камо в Киото (один из древнейших комплексов Синто на территории Японии). Говорят, что около двух с половиной веков назад плотник Такахаши Тадашиге, работавший при храме, готовясь к очередной храмовой церемонии, вырезал из дерева ивы какие-то части будущих декораций. И вдруг он обратил внимание на то, что один из отброшенных им кусков дерева очень похож на человеческую фигуру. Плотник, решив позволить себе небольшой отдых, выстрогал из этого куска кукольную фигурку и приклеил на ее туловище лоскутки ткани, оставшиеся после шитья церемониальных одеяний жрецов. Каждый лоскуток приклеивался отдельно и едва ли не вдавливался в деревянное тело. Работу плотника увидел настоятель храма и оценил так высоко, что было принято решение создавать таких куколок и продавать при храме на торжестве, проводящемся раз в году. Сувениры ценились во все времена… Название куклы получили из-за метода их изготовления. «Ки» — «дерево», «мекоми» — заправление, вкладывание».

Много кукол, много культур, разные времена и техники создания… узнавать нечто новое можно было, казалось, на этой выставке бесконечно. Может быть, и у вас дома на полке засиделся кусочек истории?

Pin It on Pinterest