Фестиваль фейерверков 2022. Мастер-классы | CBS MEDIA
CBS MEDIA

Фестиваль фейерверков 2022. Мастер-классы

«Ростех» 2022 внёс вклад в развитие культурного наследия народов России, организовав Творческую деревню с мастер-классами.

7-й Международный фестиваль фейерверков «Ростех» был проведён в Братеевском каскадном парке 13 и 14 августа. Возвращение фестиваля после вынужденного перерыва, вызванного пандемией, можно назвать запоминающимся благодаря не только красочным фейерверкам, но и дневным активностям для детей и взрослых, которые подготовили организаторы «Ростех».

В открытых источниках 31 декабря 2021 года появилась информация о том, что Президент России, Владимир Путин, объявил, что наступающий 2022 год будет посвящён культурному наследию народов России. В подписанном им Указе говорится: «[Решение было принято] в целях популяризации народного искусства и сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей». Организаторы международного фестиваля «Ростех» взяли главную тему этого года за основу для подготовки всей программы – от темы для пиротехнических команд-участниц до активностей для посетителей.

Недалеко от главного входа в парк, на холме около пруда, расположилась целая Творческая деревня, где оба дня раз в час проводились 12 различных мастер-классов, посвящённых тематике мероприятия. Всё, что было необходимо сделать любому желающему – выбрать желаемый мастер-класс, узнать время старта для новой группы и просто следовать подсказкам, которые давали ведущие. Для проведения мастер-классов всё было подготовлено организаторами заранее – на столах уже имелись все необходимые материалы для изделий, а также множество дополнительных составляющих для декора, что позволяло каждому человеку проявить фантазию и сделать сувенир своими руками, какого не будет больше не у кого. Также ведущие с удовольствием знакомили с историей изделий, делились своими знаниями и отвечали на вопросы.

За одним из столов желающие могли свалять себе на память мини-валенок из окрашенной шерсти и даже украсить его, вставляя в основу нити пряжи другого цвета. Вместе с этим можно было узнать о том, какую роль играли валенки в традициях народов Евразии, когда они появились на территории Руси и почему получили широкое распространение только в конце XIX века. Ещё один интересный факт о валенках – это способы «валяния» и даже «катания» шерсти, которые применялись в кустарном производстве. Для того, кто не знает таких тонкостей, могло показаться, что сделать валенок своими руками сложно и долго, но поскольку на мастер-классе речь шла о сувенирах, то можно было убедиться, что сделать небольшую валяную фигурку достаточно просто и занимательно. Что интересно: именно за этим столом было больше всего взрослых и даже пожилых людей, знающих не понаслышке об уникальности и удобстве этого вида зимней обуви.

И взрослые, и дети также не проходили мимо стола, где делали несложных воздушных змеев – вряд ли найдётся кто-то, кто не любовался современными красочными воздушными змеями самых разных форм и размеров, парящих на высоте благодаря воздушным потокам. Многие знают, что такой вид «летательного аппарата» появился в Китае ещё во II веке до нашей эры, однако, немногие знают, для чего их использовали задолго до того, как это стало спортивным развлечением, известным каждому ребёнку. Китайцы, а впоследствии и Монголы, использовали «летательные аппараты» сложных конструкций в военном деле для устрашения противника, ведь они изначально напоминали мифических «драконов», состоящих из длинного туловища и зубастой морды. Почему же тогда «воздушный змей», а не «воздушный дракон»? Всё очень просто – азиатский «дракон» не имеет крыльев, как его европейский собрат, и выглядит именно как змея.

Но, как рассказывали ведущие мастер-класса, такой змей был подспорьем не только в военном деле. Сильно позже, начиная с XVIII, его начали использовать в научно-исследовательских работах по изучению атмосферы, благодаря чему в этой области произошёл прорыв. Также воздушный змей принял участие в развитии радио, метеорологии и даже самолётостроении! И только в конце XX века воздушные змеи стали применяться исключительно в развлекательных и спортивных целях.

Мастер-классы по созданию кукол-оберегов из лоскутов или лыка тоже пользовались популярностью, их приходили делать всей семьёй. Как рассказал один из ведущих, в мастер-классе можно было сделать своими руками одну из трех кукол, играющих в культуре Руси огромное значение: Семья, Крупеница и Подорожница. У каждой из них своя история и свои особенности. Например, у «Подорожницы» должна быть пустая голова – в путь-дорогу нужно отправляться только с ясным рассудком. В грудь «Крупеницы» клали крупу или её саму помещали в мешок зерна, эта кукла отвечала за сытость и достаток в доме. У куклы «Семья» тоже очень интересная символика: сама она является «женским началом», внутри обязательно замотать веточку – символ «мужского» начала. Кукла держит в руках ровно пять деток. И если пересчитать: кукла, веточка, пять деток, то получится семь – отсюда и название «семь я». В те времена, когда появлялись куклы-обереги, многодетные семьи были в почёте, поскольку это означало здоровое продолжение рода.

На мастер-классе по росписи игрушек и матрёшек посетители могли узнать о видах росписи на Руси. Сейчас искусствоведы выделают 9 таких видов, среди которых известны хохломская, гжельская, жостовская и другие. Для каждой из них существует своя техника, манера и, конечно же, набор цветов. Под чутким руководством ведущих участники имели возможность прикоснуться к этому искусству и забрать расписанный своими руками сувенир домой.

На территории парка время от времени можно было встретить девочек и женщин в ярких кокошниках, которые привлекали внимание, поскольку этот традиционный головной убор в повседневности не встречается. А сделать его можно было всё там же, в Творческой деревне. Для изготовления необходим картон, ткани клей и элементы украшения в виде лент, бусин или пайеток. Кокошник издревле был частью праздничного платья и надевался только по большим праздникам. Его изготавливали только женщины-мастерицы, «кокошницы». Стоимость такого головного убора могла быть очень высока по тем временам, а потому он бережно хранился и передавался из поколения в поколение.

Сбор мозаики – вот ещё один интересный мастер-класс, куда стремились попасть многие. Сама техника рисования и декорирования кусочками материалов, различными по форме, цвету и текстуре берёт начало ещё во 2-й половине IV тысячелетия до нашей эры. Распространение на территории Киевской Руси мозаика получила во время принятия христианства от Византии, тогда убранство храмов было выполнено именно в этой технике. Достижения в области искусства мозаики Нового времени в России связаны с елизаветинской эпохой.

Для сбора мозаики на мастер-классе на столах были выставлены небольшие контейнеры с различными материалами – янтарём и стеклом самых разных цветов. Также предоставлялись дощечки для выкладки и закрепления придуманного узора. Работа каждого участника была уникальна и ярко играла всеми красками в лучах полуденного солнца. Такой сувенир долговечен и станет украшением в любом доме.

 

И ещё один не менее интересный и необычный мастер-класс проходил на той же поляне среди елей – игра на ханге. Ханг – это перкуссионный инструмент, состоящий из двух соединенных металлических полусфер, имеющий очень характерное звучание. Услышав звуки ханга один раз, уже ни с чем их не спутаешь. Необычно то, что из всех инструментов именно ханг был представлен на мастер-классе, ведь этот инструмент зародился в швейцарском городе Берн в 2000 году, впервые в России прозвучал восемь лет спустя, а широкое распространение получил и того позже – примерно с 2013 года. Но несмотря на то, что ханг не является древним инструментом, его звучание можно ассоциировать с иными этническими инструментами. Кроме того, он очень прост в использовании в отличие от, например, струнных, и играть на ханге можно уже через несколько минут после знакомства с ним. И дети, и взрослые удобно располагались вокруг ведущего, чтобы отдохнуть и послушать ненавязчивые приятные мелодии.

Организаторы фестиваля «Ростех» проделали большую работу, чтобы предоставить широкий выбор активностей и мастер-классов для посетителей мероприятия, но сами ведущие говорили, что никто не ожидал спроса настолько большого, что почти все материалы, заготовленные на первый день, закончились очень быстро. Это говорит о том, что все люди от мала до велика любят что-то делать своими руками или хотят попробовать что-то новое и необычное для себя. Любая вещь, сделанная своими руками, всегда приносит только положительные эмоции, а кто-то, возможно, после таких мастер-классов решит заняться той или иной техникой рукоделия более плотно.

Фото автора

Pin It on Pinterest