Всеобщая мобилизация бизнес активности женщин-предпринимателей на фоне частичной мобилизации мужчин | CBS MEDIA
CBS MEDIA

Всеобщая мобилизация бизнес активности женщин-предпринимателей на фоне частичной мобилизации мужчин

Сегодня наблюдается устойчивый тренд на развитие женского предпринимательства в России.

Женщинам принадлежит 40,2% субъектов малого и среднего бизнеса, а ещё они занимают 40% долю от общего числа самозанятых. Но что конкретно происходит с женским предпринимательствам в новых экономических реалиях?  В этом  вопросе нам с нами помогает  разобраться  Евгения Шеншина – сооснователь краудлендинговой платформы «The Деньги».

Предпринимательницы остаются в бизнесе несмотря ни на что

 В июне 2022 года банк «Открытие» и комитет по развитию женского предпринимательства «Опоры России» представили результаты исследования индекса женского предпринимательства (Women Business Index, WBI). Это уже 9 волна исследования, которая демонстрирует позитивные изменения. Данный показатель отражает уровень благоприятности деловой и социальной среды для развития этой сферы в России.

В этот раз, несмотря на политический климат и новые экономические сложности, индекс женского предпринимательства снизился совсем чуть-чуть по сравнению с уровнем предыдущего года — с 71,1 пункта в третьем квартале 2021 года до 69,8 пункта на конец первого квартала 2022 года. Сам факт снижения пугать не должен. В сравнении: это сильно меньше предыдущего падения индекса в 2020 году, связанного с пандемией COVID-19. В тот раз он падал с 69,4 п. п. в четвертом квартале 2019 года до 60,1 пункта в третьем квартале 2020 года.

При этом снижение нынешнего индекса связано с его уменьшением среди женщин без собственного дела: выросло число девушек, по мнению которых возможностей для открытия бизнеса стало меньше. Однако действующие женщины-предприниматели более стабильны в оценках российской бизнес-культуры. Например, 38% из них уверены, что санкции никак не повлияли на работу их компании, а 8% даже смогли извлечь выгоду из ограничений. Более того, 23% предпринимательниц увидели возможности для развития своего дела из-за ухода зарубежных компаний.

По словам заместителя президента банка «Открытие» Надии Черкасовой, российские женщины-предприниматели быстро адаптировались к новым экономическим реалиями, как и весь сегмент малого бизнеса: «Индекс отражает, что продолжает расти интерес к созданию бизнеса в новых освободившихся нишах. И особенно актуальными становятся программы финансирования стартового капитала и кредитование в целом — на фоне снижения ключевой ставки».

Государственные инициативы за женщин-предпринимателей

В последний год государственные структуры активно занимаются поддержкой женщин в бизнесе. В декабре 2022 года проект «Женское движение Единой России» определил план работ на 2023. Отдельное внимание уделялось не только укреплению позиций женщин в общественно-политической жизни страны, но и в сфере предпринимательства, особенно технологического.

По словам координатора проекта — депутата Госдумы Наталии Полуяновой, для выполнения стратегии будут созданы информационные площадки, а к их работе подключатся депутаты и предприниматели в регионах. Также Полянова отметила, что за помощью к активистам «Женского движения» уже обратились около тысячи предпринимателей, что ещё раз подтверждает их интерес.

Ещё правительство реализует льготные программы. Например, Фонд микрокредитования субъектов малого и среднего предпринимательства Саратовской области обеспечил жителей региона более 393 млн. рублей льготных займов. «Благодаря проводимой работе в 2022 году удалось нарастить объемы финансовой поддержки предпринимателей и самозанятых граждан. В течение года было предоставлено 210 займов», — отмечает министр экономического развития области Андрей Разборов.

Услугой фонда воспользовались не только мужчины. 50 женщин-предпринимателей также получили льготные займы в сумме 79 млн. рублей — это 24% от общего числа.

Кроме этого, в январе 2023 года Госдуму внесли законопроект об отмене «неженских» профессий. На совещании первый замглавы Минтруда Ольга Баталина отметила: среди российских предпринимателей женщин 40%, а в руководстве организаций — около 20%, что выше в 5 раз, чем в среднем по миру».

Как вы успели заметить, особенно активны женщины в сегменте малого и среднего бизнеса. Именно на него сейчас сделана ставка с точки зрения реализации своего потенциала и повышения дохода. Но откуда взять средства  на развитие дела женщине-предпринимателю? Причем в условиях, когда бизнес больше не может привлекать иностранные деньги на российских биржах с помощью выпуска корпоративных облигаций.

Ставки выросли, и в итоге корпоративные предложения по выпуску облигаций среднего и мелкого бизнеса сильно упали. Какие альтернативы в такой кризисной ситуации? Причём такие варианты, которые менее зависимы от макроэкономических колебаний? Краудлендинг — способ привлекать деньги от частных инвесторов без банков-посредников. Одна из таких площадок — The Деньги. Она позволяет бизнесам в короткий срок занимать у физических лиц деньги на старт и развитие. Целью может быть пополнение оборотных средств, выполнение госконтрактов, запуск своего производства, расширение территории обслуживания или все вместе. На платформе уже 150 успешных примеров бизнесов, которые получили деньги на развитие.

 

 

 

 

Pin It on Pinterest