Учителя в соцсетях. Нельзя оставаться людьми! | CBS MEDIA
Чат-бот новостей Подпишись!
CBS MEDIA

Учителя в соцсетях. Нельзя оставаться людьми!

Министерство Просвещения собирается к началу нового учебного года создать свод правил для педагогов о том, как следует вести себя в социальных сетях.

Видимо, существующих регламентов уже мало… Вот какую рассылку получают учителя, зарегистрированные на одном из популярных порталов, касающихся в том числе образовательной сферы. «Мы попросили экспертов образования дать несколько советов по общению в Интернете уже сейчас, — говорится там. — Учитывайте их, чтобы избежать травли и увольнения».

Не правда ли, сильные слова — травля, увольнение… Но что поделать, если это может быть действительно так и за учителями все меньше признают право оставаться людьми?

«В этом году про российских учителей говорил весь российский интернет и писала зарубежная пресса», — это тоже фраза из предупредительного текста. Далее упоминается про барнаульскую учительницу, подвергшуюся травле из-за опубликованного в сети фото в купальнике. Вот только многие ли помнят о том, что как раз зарубежная (да и часть нашей, менее зависящей от власть имущих) прессы открыто вставала на сторону «недостойной» учительницы, отстаивая право педагога хоть на какую-то жизнь, помимо связанной с школой?..

Итак, что же советуют педагогам в преддверии очередных распоряжений Министерства образования? Вот слова экспертов Обыденковой Валерии Кирилловны и Антоновой Анны Валерьевны. Первая является начальником информационно-аналитического отдела Института системных проектом Московского городского педагогического университета, вторая — преподавателем департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ.

«Публикуйте в Сети только то, что вы готовы показать в новостях на Первом канале», — гласит первый совет. Оказывается, публичность педагогов теперь должна простираться до подобного уровня! Любое событие их жизни, мало-мальски освещенной в соцсети, непременно должно быть растиражировано среди, очевидно, лучше всех разбирающихся в том, что можно, а что нельзя, родителей учеников. А уж они-то решат, достоин педагог носить это гордое имя или ему стоит подвинуться с занимаемой должности.

В том же совете говорится о том, что понятия приватности в Интернете не существует, что частная переписка может быть обнародована через снимок экрана, скопирована и передана неких третьим лицам. Однако о ком будет это говорить плохо? Об учителе, который написал неосторожную фразу в сети (особенно в частной переписке!), или о тех, кто решил распространить содержимое такой переписки вовне, предав гласности? Видимо, виноват в любом случае будет педагог, а разгласившие тайну переписки окажутся умничками. А как же, вывели на чистую воду негодяйку (или негодяя), посмевшего, понимаете ли, написать что-то не то.

Второй совет, пожалуй, наиболее адекватный из всех. Там предлагается использовать для рабочих и личных моментов разные социальные сети. Пожалуй, это действительно выход — возможно, единственный для педагога, который хотел бы сохранить за собой хоть какое-то право на личную жизнь.

Совет третий призывает учителей помнить о своей публичности. Мол, Интернет-аудитория не склонна разделять человека и учителя. И если учитель на своей личной странице сделает перепост чего-то чужого поста, где будет присутствовать, например, мат, то… конечно же, все запомнят исключительно то, что на учительской страничке имеется нецензурная лексика! «И как потом объяснить детям, — ханжески вопрошается в тексте совета, — что это писали не вы и что использование ненормативной лексики недопустимо в общественном месте?»

Как-как… а то дети сами прекрасно не понимают, где перепост, а где информация, выложенная в сеть непосредственно самим педагогом! Они прекрасно различают разницу между постом и перепостом, в этом сомнений как раз быть не может.

Кроме того, несколько смущает следующий момент. Если речь идет о личной страничке учителя, то почему далее поминается общественное место? Или учителю стоит теперь (возможно, я немного утрирую, но…) заглядывать перед сном под кровать, дабы проверить наличие или отсутствие там облеченного общественным доверием наблюдателя? И снова мы видим, что у педагогов пытаются отнять личное, а ведь отсюда недалеко и до того, чтобы запретить им быть личностью. Конечно, они должны воспитывать своих учеников, сеять разумное, доброе, вечное, но как это можно делать, перестав быть личностью? Тогда уж проще оборудовать школы роботизированными системами обучения, которые точно не будут появляться на пляжах, выкладывать «неприличные» для учителя фотографии в социальные сети… а заодно и зарплату им можно не платить. Сплошная выгода! Вот только вряд ли дети воспримут подобных «учителей».

Совет четвертый, пожалуй, еще более фееричен по своей сути. «Воспринимайте информацию критично», — пишут эксперты. Мол, необходимо перепроверить информацию, прежде чем выложить ее на своей странице или куда-либо переслать. Допустим, можно согласиться с утверждением, что ошибаться могут «даже авторитетные издания с целым штатом специалистов».  И с натяжкой можно принять мнение о том, что выкладка на своей странице «некачественной информации» понижает репутацию учителя. «Особенно обидно, если мы говорим о педагоге, который помогает детям освоить критическое мышление и учит их объективности», — подчеркивают эксперты. Своеобразная фраза… и своеобразное понимание критического мышления и объективности. Кроме того, данное высказывание построено так, что можно предположить, что в наших школах есть отдельная должность педагога по обучению вышеупомянутым «дисциплинам».

Но наиболее прекрасна следующая часть совета. Оказывается, педагог должен найти первоисточник или узнать, что «говорят о ситуации её участники».

Представьте себе картину. К примеру, проходит очередной саммит с участием нашего Президента, Владимира Владимировича Путина. И вот, узнав из сети или по телевидению о результатах саммита, учитель начинает названивать во все инстанции с требованием немедленно выдать ему телефон Путина. А как же, надо же ему позвонить и выяснить, каково в действительности его мнение о ситуации?! А лучше заодно и с остальными участниками саммита связаться, а то мало ли, вдруг у них с Путиным разное мнение? А информация-то должна быть качественной…

Бред? Несомненно. Но именно этого требуют в наше время от учителей.

Страшно представить, что может содержаться в обещанном Министерством образования своде правил. Что еще окажется запрещенным учителям, какие требования, ущемляющие права человека, примутся как обязательные к исполнению? Даже если часть из них будет иметь рекомендательный характер, учителям все равно придется им покориться. Большинство утверждений о том, что, мол, учителя имеют выбор — делать что-то или не делать, откровенная ложь. Так, во многих школах всех поголовно учителей заставляли сдавать ЕГЭ, невзирая на то, что это противоречило сразу нескольких законам Российской Федерации. Но разве это волновало директоров? Они заботились о том, чтобы школа набрала как можно больше баллов в рейтинге (а, стало быть, директор удержался на своем месте и получил немаленькую зарплату).

Бесконечные «нельзя», относящиеся к учителям, были бы смешными, не будь они такими страшными. Страшными, потому что педагогу запрещают быть человеком. Ничего личного, даже если это фото в купальнике. А вдруг что подумают? Вот только, может, иным озабоченным обликом педагога родителям надо обращать внимание на то, насколько качественно доносится информация на уроках до их ребенка, а не шарить по страничкам учителей с целью «накопать» какой-нибудь компромат? Не стоит путать личное и рабочее. А если кое-кому до такой степени нечего делать, пусть уделят больше времени воспитанию собственного ребенка вместо того, чтобы предъявлять претензии школе и педагогам.

Pin It on Pinterest