Художница Элеонора Таранова: начать учиться никогда не поздно | CBS MEDIA
CBS MEDIA

Художница Элеонора Таранова: начать учиться никогда не поздно

Современная российская художница о живописи и о том, что стать художником никогда не поздно, если есть желание.

Уметь рисовать  — не  только модный тренд  среди современных подростков, но  и искреннее стремление многих, кто  гораздо старше этого возраста.  И если подростки  еще верят в свои  силы и стремятся учиться  рисовать, развивают навык, то  большинство  взрослых  считает, что если уж до сих пор не научился, то можно забыть об этих попытках. Однако все не совсем  так.

Мы  поговорили с российской художницей  Элеонорой  Тарановой, попросив  её  рассказать о собственном опыте  в живописи и о том, как можно научиться  рисовать тогда, когда  уже перестал в это верить. Работы  художницы можно увидеть как на российских, так и на международных выставках. Они запоминаются  яркой  самобытностью штриха и необычными, порой неожиданно современными  для классической масляной живописи сюжетами.  Одни из частых  героев  картин художницы — кошки. «Котики  захватили мир» — в шутку  говорят в интернете  уже давно. И, глядя на работы  Элеоноры Тарановой,  хочется добавить — «ну и ладно, им можно», настолько очаровательны  эти пушистые на ее работах в  любых своих  ипостасях.

Сама Элеонора  Таранова  пришла  в живопись, уже будучи  взрослой, и её путь становления как художника  — это история  того, как  взрослый  человек  может войти в мир искусства, если действительно  хочет этого. Даже если тебе уже немало лет, и в детстве не было ни возможности, ни родительского желания  обеспечить  посещение  художественной школы, это не повод  отказываться от мечты.

— Расскажите, пожалуйста,  как  взрослые  реагируют на идею о том, что они могут быстро научиться  рисовать? Мечтают об этом многие, но мечты  мечтами, а вот реальность…

— “Я никогда не смогу так рисовать!” – так сказала моя подруга Светлана, восторженно глядя  на мою картину с ирисами. Тогда я ей и  предложила попробовать воспользоваться техникой, которую разработала.  “Никогда не говори никогда. Ты сможешь! Хочешь докажу?», — сказала я ей.  И мы поспорили на бутылку шампанского, что на первом же моем мастер-классе она напишет маслом цветы, эти свои ирисы, которые так  любит. Так и вышло, ирисы собственной руки у  Светланы  появились.

— Элеонора, а как вы  сами  стали художником?

— «С искусством надо встретиться», — услышала я однажды в интервью с Ольгой Свибловой. Моя встреча с искусством произошла в раннем детстве. Мама собирала альбомы с репродукциями из всемирно известных галерей, а полках рядом с ними стояли энциклопедии по искусству. Я  любила картины и любовалась ими, но даже в художественную школу не ходила.  Мама не видела во мне художника.  Я  мечтала, конечно, об этом, но, во-первых, у нас в городке и «художки» не было, а во-вторых, моя бабушка хотела, чтобы я играла на пианино. Поэтому музыкальное образование было в приоритете. И хотя одно время я посещала уроки без удовольствия, музыка развила во мне чувство прекрасного и подарила вдохновение, за что я ей благодарна.

Мои первые рисунки были карандашом и ручкой на полях школьных тетрадей, как у всех. На уроках, когда шло скучное объяснение материала, или после контрольной я рисовала все подряд. Конечно, это были рисунки неопытного ребенка. В моем окружении не было человека, который мог подсказать с чего начать и как идти дальше. Как научится рисовать, если научить тебя некому?

Однажды в наш дом приехала дальняя родственница со своей дочерью. Девушка имела художественное образование и увидев как я рисую, похвалила меня. Она дала несколько практических советов по рисунку и показала как именно надо делать штриховку. Это был единственный урок рисунка в моей жизни, который я усвоила сходу. С тех пор я тренировалась каждый день в штриховании, я разглядывала репродукции картин знаменитых художников и научилась раскладывать их на свет и тень. Я сравнивала объемы разных предметов и изучила перспективу. Я работала над своими навыками, несмотря на то, что мне было всего 14-15 лет. С того момента я люблю графику и, время от времени, возвращаюсь к ней, когда “переедаю” масляной живописи.

— Старания  вознаградились должным  результатом. Как говорится, терпение и труд  все перетрут. Но сейчас вы  чаще  пишете маслом…

— Писать маслом я тоже научилась самостоятельно. На мой взгляд, масляная живопись требует минимума навыков, в отличие от графики, акварели или пастели. Классическая графика сложна тем, что на нее тратишь больше времени, чем на живопись. Я рисую голову лошади карандашом около 4-5 часов, тогда как маслом я могу создать такой портрет за полчаса. Акварель сложна тем, что нужно заранее выстроить в голове порядок — где оставить белую бумагу, где будут тени и какой цвет положить раньше. Иначе получится грязь и каша. А вот масло как материал просто замечательный. Всегда можно исправить то, что не получилось. Причем на любом этапе.

Так же, как и с графикой, я погрузилась в масло с головой, когда начала с ним работать. Я начала писать немногим более 10 лет назад и снова по книгам. Я прочитала те, которые были дома, и покупала книги о живописи во всех книжных лавках в городе. А потом пошла в интернет и смотрела все видео, которые могла найти о художниках, их мастер-классы и советы. Большой находкой были видео-уроки по живописи художника Игоря Сахарова. Именно он, можно сказать, слепил из меня художника. Его легкость, с которой он писал картины, дала мне понять, что я тоже так смогу. И я смогла. Сейчас для меня вопрос не в том получится или нет очередная картина, а в том, сколько мне понадобится на нее времени.

— А как долго вам пришлось учиться?

— Конечно, я не стала художником за 30 дней,  как часто  обещают экспресс-курсы обучения  живописи, но, думаю, что это вполне возможно, если уделять живописи по 8-10 часов в сутки ежедневно.  Но на это, во-первых, нужно иметь столько свободного времени, а во-вторых, суметь не перегореть при этом к  делу, которое  в этот период фактически лишает тебя  остальных сторон жизни.

Я выбрала для себя щадящий режим, в котором работаю последние 4 года — 2-4 часа в день за мольбертом, не больше. Иначе устаешь, и теряется интерес, без  которого творчество  невозможно – это не та  работа, которую можно выполнять на одном лишь «надо». Потеря интереса влечет за собой большие перерывы в работе, из-за которых в свою очередь теряются навыки. А это уже серьезно. Потому что навыки в искусстве живописи и графике играют основную роль. Ваша рука должна тренироваться делать штрихи кисточкой, мастихином или карандашом, как рука подающего волейболиста. Эти движения тренируются и с опытом ты перестаешь их контролировать, перестаешь задумываться как ты положишь очередной штрих, как тебе надавить на карандаш, сколько взять краски и какие краски смешать..

— Элеонора, что вы  посоветуете тем, кто, как  и когда-то вы,  хотел бы научиться  рисовать? Может быть, тоже  писать картины маслом, или напротив освоить графику…

— Если вы хотите научиться рисованию или живописи за короткий промежуток времени, трудитесь ежедневно, и в то же время, не перегружайте себя. Дозируйте количество времени и переключайтесь на другой вид деятельности. И смотрите. Смотрите постоянно репродукции, картины в галереях, передачи про художников и видео-уроки — все, что сможете встретить на своем пути в искусство.  Важно  впитывать эту информацию, рассматривать линии, штрихи, мазки  художников, чтобы  запоминать их  и постепенно вырабатывать свой  путь в  искусстве.

— А  если не получается  самостоятельно освоить  даже  азы?

— Ну, тогда все же  придется  пойти на курсы  живописи  для  начинающих  (улыбается). Их ведут  многие  художники, и я  тоже, так что выбирайте того, кто вам ближе и по стилю работ, и по стилю общения. Ищите  своего Мастера, который  сможет помочь освоиться  в мире живописи.  На  мой  взгляд,  справиться с  этим  может  каждый, главное  правильно выбрать того,  кто поведет вас  на первых порах.

 

 

Pin It on Pinterest