Александр Градский – «рокер», хорошо вписавшийся в постсоветскую жизнь | CBS MEDIA
CBS MEDIA

Александр Градский – «рокер», хорошо вписавшийся в постсоветскую жизнь

28 ноября этого года не стало певца и композитора Александра Градского.

Я прочитал немало хвалебных статьей, где взахлёб пелись дифирамбы в честь маэстро, но почему-то принято об умершем сообщать только факты, которые характеризуют его лишь с положительной стороны. Рискую навлечь на себя град критики, но хочу попытаться разобраться в Градском как в человеке, а не в музыканте.

Начну с того, что у многих Александр Градский ассоциируется с песней «Как молоды мы были» и телепроектом «Голос». Люди постарше ещё могут вспомнить музыкальный фильм Андрея Кончаловского «Романс о влюблённых», музыку к которому написал молодой Градский. Кроме того, он озвучил музыкальные номера главного героя картины в исполнении Евгения Киндинова.

Почему-то некоторые называют песню «Как молоды мы были» песней Градского. Это – некорректная и неправильная формулировка, потому что данное музыкальное произведение написала Александра Пахмутова и Николай Добронравов. Градский – исполнитель, поэтому правильно говорить, что это песня – в исполнении Градского.

Молодое поколение знает Градского как наставника музыкального проекта «Голос» и не более того. Как-то в конце 90-х годов, в рамках программы «Акулы пера», журналистка Капа Деловая задала Александру Борисовичу такой вопрос:

«Вам не кажется, что сегодняшний день проходит мимо вас? Вы – вообще не в материале сегодняшнего дня!».

Градский, естественно, очень обиделся на этот вопрос, хотя, по сути, журналистка была абсолютно права. Мэтр  также известен тем, что ввёл в обиход два слова «совок и «журналюги». Стоит заметить, что журналистов музыкант не жаловал, особенно, если они задавали нелицеприятные вопросы наподобие тех, которые задала Капа Деловая. У Градского была странная позиция: он может критиковать всех, а его – никто. Согласитесь, как-то это неправильно и несправедливо.

Ещё мэтр был известен своими эпатажными высказываниями. Например, в интервью Борису Берману и Ильдару Жандарёву он заявил, что никакого русского рока не существует.

А на аналогичный вопрос корреспондента газеты «Вечерний Волгоград» Градский ответил следующем образом:

— На концерте вы очень зло пошутили насчёт русского рока — дескать, если вы его отец, то хотели бы знать, с какой мамой зачали такого уродца. Откуда у вас такой негатив по отношению к нему?

 

— А русский рок — это какая-то новая музыка? Расскажите мне!.. Да нет у меня никакого негатива — как нет и русского рока как такового. Есть Андрюша Макаревич с «Машиной времени», своеобразной группой, у которой свой репертуар, свои хиты и свои поклонники. Есть ещё «Аквариум», ещё несколько групп. Но они не принадлежат ни к каким направлениям — это просто коллективы, у которых есть своё «я».

Дело в том, что утверждение Градского о том, что русского рока не существует, мягко говоря, не соответствует действительности, если не сказать – просто ложное. Русский рок есть, и это – неоспоримый факт. Даже в Википедии ему посвящена отдельная глава, хотя Википедия, как известно, не является официально признанным источником информации.  Но при этом на данную тему есть масса публикаций. При этом Градский не отказывался от титула «дедушка русского рока», признавая то, что он – единственный представитель данного музыкального направления. Парадокс? Да! Такое разделение мэтр объяснял наличием у себя музыкального образования, в отличие от того же Макаревича, Гребенщикова и других рокеров. Но и тут Градский ошибся: кроме него, музыкальное образование есть и у некоторых остальных представителей рок-музыки. Смешно делать подобные «сенсационные» заявления в век интернета, когда всё можно проверить и опровергнуть.

В заключение хочу несколько слов написать об участии Градского в проекте «Голос». В своё время он написал очень едкую и сатирическую песню о советском телевидении, которую я хочу полностью процитировать:

Я прошу у вас внимания: нешуточная мания!

Ура телевещанию! Да здравствует прогресс!

Желанья им фильтруются, и мненья формируются,

И всякому явлению оно прибавит вес.

Здесь известно все заранее –

Не нужны ум и знания,

Без лишнего старания рождается звезда.

Немного обаяния – запудрены барании

Мозги у тети Мани.

Ставки, гонки, поезда!

 

Не коснется пусть нас суетность.

Толстухи вальс танцуют.

И некстати, и не вместе, и не в лад, и невпопад.

Пусть, как карты, нас тасуют,

Кто не с нами – пусть пасует:

Ведь экран подчас рисует

Жизнь прекрасней во сто крат.

 

Э-эй, ручку поверните!

Настал свиданья час!

Мы будем телевидеть,

А просто видеть – не для нас.

 

А вот студия другая –

Передача дорогая…

По количеству в ней выплаканных слез.

Слезы меряют на литры.

Обязательно пролиты они будут?

Да, мой друг, что за вопрос!

Ведь за этим, сна не зная,

Редактура наблюдает.

Репетируют, когда, зачем и кто.

Кто заплачет, кто завоет,

Повстречает, успокоит,

Кто споет, не дай бог, ежели не то.

 

Продлеваются контракты,

Улучшаются контакты.

Без антракта и без устали,

За трактом тракт.

Два часа рыдают зрители.

Программу поглядите,

И от всей души полУчите инфаркт.

От всей души полУчите инфаркт.

 

Э-эй, дежурно улыбнитесь!

Поправьте парики!

Мы будем телевидеть,

Ну, а кто не телевидит, — дураки!

 

Вот дама в платье «москошвея»,

Правый бок чуть-чуть левее,

Левый бок чуть-чуть правее.

Дама песенки поет.

А программу переключим –

Очевидному научат.

Как оно невероятно –

Просто за душу берет!

 

Для того, чтоб телевидеть,

Можно даже еле видеть,

Можно даже еле слышать,

Полу-думать, полу-спать.

Мир животных, мелодрама,

Шайба, кинопанорама…

И свои зады от кресел

Мы не в силах оторвать.

 

Радость, боль, любви капризы –

Все заменит телевизор.

В стороне друзья и книги,

И прогулки под луной.

Кто куда, а я – к дивану,

К недалёкому экрану.

Кто далёк, тем не по пути со мной!

 

Ирония судьбы заключается в том, что современное российские телевидение унаследовало самые худшие традиции советского телевидения, чётко сформулированные в этих строках «ведь за этим, сна не зная, редактура наблюдает. Репетируют, когда, зачем и кто. Кто заплачет, кто завоет, повстречает, успокоит, кто споет, не дай бог, ежели не то!».

И вот Градский стал частью этого ТВ, которое он высмеивал.

Он вообще был очень непоследовательным и противоречивым человеком, удачно вписавшимся в современные реалии, хотя настоящий рокер должен быть бунтарём и оппозиционером, а не конформистом и конъюнктурщиком.

 

Pin It on Pinterest