Работа по расследованию причин падения самолета Ан-148, принадлежавшего авиакомпании «Саратовские Авиалинии», продолжается.

Сейчас уже найдены и частично расшифрованы данные обоих  «черных ящиков», получены результаты работы сотрудников Следственного комитета РФ и транспортной прокуратуры, все воскресение работавших с документацией компании «Саратовские Авиалинии» и с документацией аэропортов, где проходил предполетные осмотры и обслуживание упавший борт. Была изъята практически вся документация по борту  61704, именно такой номер был у разбившегося Ан-148. Уже сейчас установлено, что взрыв в самолете произошел не в воздухе, как предполагалось ранее, а на земле  при падении.

Из наиболее вероятных версий названы сильное обледенение, отказ датчиков скорости самолета или возгорание в одном из двигателей. Возможность ошибки пилотирования и человеческий фактор, как причина аварии, проверяются, но признаны следствием менее вероятными. Данных, чтобы назвать точную причину катастрофы, у экспертов еще недостаточно

Часть первоначальных версий, такие как столкновение лайнера с другим бортом, некачественное топливо или террористический акт, были закрыты еще в воскресение. Топливо прошло качественную проверку по многоступенчатым системам, им в Домодеово заправлялись в тот день практически все борта, но ни у одного не возникло проблем. Сам же лайнер был оборудован системой предупреждения столкновений TCAS, и о наличии в опасной близости другого борта стало бы известно и экипажу, и диспетчерам.

Известно, что рейс борта 61704 ,  6W 703 Москва—Орск по расписанию должен был  стартовать  в 14:00, однако по техническим причинам произошла небольшая задержка, и разрешение на вылет пилоты получили только в 14:24. Взлет и набор высоты проходили в штатном режиме, и никакого беспокойства оба пилота не проявляли.

О том, что начались какие-то проблемы, диспетчеры поняли лишь по молчанию борта — на пятой минуте полета экипаж перестал отвечать и диспетчерам Домодедово, и на запросы с ближайших к его воздушному коридору аэропортов, включая Жуковский.

Как показал анализ записей эфира, никаких криков или шумов на борту, свидетельствующих о возникновении чрезвычайной ситуации, во время переговоров не было. Авиарадары, контролирующие полет  борта,  перед падением зафиксировали непонятные изменения в движении самолета. После штатного набора высоты  до 1820 м и скорости около 600 км/ч, самолет неожиданно «просел» до высоты 1500 м, затем выровнялся до прежней высоты , а потом резко ушел в падение. Последний раз он был зафиксирован на радарах в 14:28 на высоте менее 900 м.

Управляли бортом 61704 два пилота —  командир воздушного судна Валерий Губанов и второй пилот Сергей Гамбарян.  Валерий Губанов был опытным летчиком, пришедшем в гражданскую авиацию из военной, имел боевой опыт, боевые награды. Общий налет у него превышал 5 тысяч часов, а на Ан-148 налет составлял  2800 часов. Второй пилот, Сергей Гамбарян, начал работать относительно недавно,  и имел 812 часов налета, но по словам сослуживцев, был аккуратным и зафиксированных нарушений правил полета не имел.

Не было, по предварительным данным, проблем и у самого лайнера. Борт был выпушен в 2010 году по заказу государственной транспортной компании «Россия». Первый рейс совершил 26 июня 2010 года. В 2015–2017 годах находился на хранении, после был продан, и с  февраля 2017 года эксплуатировался авиакомпанией «Саратовские авиалинии». За время эксплуатации борт серьезных поломок не имел. Версия о возгорании или саморазрушении двигателя основана на нескольких случаях, имевших место на самолетах модели Ан-148.  Так в 2010 году на рейсе Санкт-Петербург—Самара произошло самовыключение двигателя лайнера  из-за неисправности  камеры сгорания при попадании в нее осадков. В том же году на рейсе Борисполь—Вильнюс при заходе на посадку КВС отключил левый двигатель  при  сигнале о его неисправности. Произошло разрушение  зубчатого колеса привода генератора, что  при дальнейшей работе могло привести к разрушению всего двигателя и повреждению фюзеляжа сорванными лопастями.

Проверяется так же версия о сложных погодных условиях и  разгерметизации топливных баков, что могло бы привести к отказу двигателей и падению.

На время следствия эксплуатация самолетов Ан-148 частично прекращена не только в «Саратовских авиалиниях», но и в ряде других региональных авиакомпаний.

Pin It on Pinterest