На днях состоялась уже 75-я по счёту церемония вручения наград премии «Золотой глобус» за заслуги в области телевидения и кинематографа, которую по праву называют  «младшим братом» «Оскара». Как показывает практика, около 2/3 фильмов, когда-либо ставших лауреатами «Золотого глобуса», были в тот же год удостоены премии Американской академии кинематографических искусств и наук. Один из фильмов-претендентов на высшие награды обеих премий мне бы и хотелось осветить в рамках внеочередной рецензии, первой в наступившем году.

Time Out:

«Самый худший в мире фильм получил любящую инсценировку процесса его создания, которая вполовину такая же странная, как и реальный фильм»

Итак, и представляю Вам ленту «Горе-творец» — очередной шедевр от актёра, писателя, режиссёра и в целом очень талантливого человека Джеймса Франко. Критики сходятся в том, что данная картина – лучшее творение мастера, которое по всем статьям превосходит его предыдущие работы, такие как «11.22.63» (мини-сериал по Стивену Кингу), «И проиграли бой» (малоуспешная драма по одноимённому произведение Джона Стейнбека) и «Шум и ярость» (экранизация романа Уильяма Фолкнера). «Горе-творец» рассказывает о том, как реально существующий эксцентричный режиссёр Томми Вайсо снял до крайности убогую и низкокачественную, но в то же время культовую драму «Комната», которая имеет славу одного из худших фильмов в истории мирового кинематографа.

В США картина вышла в прокат уже 8-ого декабря, но до нашей страны она, к огромному сожалению, так и не доберется, ведь отечественные прокатчики уверены в том, что у фильма Франко нет здесь никаких шансов на высокие сборы – мало кто из российских зрителей самолично видел «Комнату» и хоть что-нибудь знает об этом удивительном режиссёре-самоучке, потому вероятность того, что «Горе-творец» окупится очень невысока. О том, что «Комната» несильно известна массовому русскоязычному зрителю свидетельствует тот факт, что до выхода в прокат «Горе-творца» в российском сегменте Википедии даже не было статей как об этой нетленке, так и о самом Вайсо. Имеющий спорную репутацию в Голливуде, Франко решился на очень рискованный шаг – снять фильм о фильме, имеющем поистине унизительный рейтинг IMDB.  И, знаете, он ничуть не прогадал — Джеймс создал поистине уникальную картину, о которой проще всего скажет слоган оскароносного мюзикла «Ла-Ла Ленд» — бесстрашным мечтателям посвящается (конечно, она также посвящена искусству аутсайдеров). Сразу хочется сказать, что снятый по одноимённой книге Грега Сестеро, лучшего друга Вайсо и исполнителя роли Марка в «Комнате», «Горе-творец» настолько феноменально срежиссирован, что сам Томми на шоу «Jimmy Kimmel Live» признался в том, что, несмотря на то, что в книге «всего 40% правды», в фильме этой правды 99.9%. Франко снял фильм, который даже при ближайшем рассмотрении можно принять за документалку – там проработано всё до мельчайших подробностей.

Важно подчеркнуть, что Франко ставил целью поглумиться над Вайсо и его детищем, выставить создателей, не пытался его унизить. Напротив — он показал нам образцовую историю преданной дружбы двух людей, которые встретились случайно и вдруг осознали, что они оба влюблены в искусство  кино и готовы идти по жизни дальше рука об руку. Томми и Грег – самонадеянные и бесстрашные люди, погнавшиеся за «американской мечтой», ничего не понимающие в кино, но не преминувшие воспользоваться выпавшим шансом и тем самым вписавшие свои имена в историю кинематографа. Нам ли их судить?

Пусть даже «Горе-творец» и не даёт страждущим ответы на многие вопросы, что терзают их долгие годы —  откуда у Вайсо деньги на съёмки фильма — никто не знает, откуда родом режиссёр – доподлинно неизвестно, сколько точно ему лет – тайна. А, впрочем, нужно ли нам это знать? Фишка лишь в том, что вот уже 15 лет подряд «Комнату» продолжают «крутить» пусть даже ограниченным прокатом в кинотеатрах по всей Америке. Вспомните хотя бы одну ленту, которая бы 15 лет держалась на экранах? То-то и оно.

Откровенная и неприкрытая, вызывающее не просто восхищение, но уважение, история создания описанного выше произведения искусства – образец несгибаемой стойкости, твёрдости убеждений и упорства на пути к мечте, коим символом и является Томми Вайсо, который при всей своей наивности и сентиментальности хотел снять действительно хорошее кино, а главное — сам искренне в это верил.

У создателей «Горе-творца», среди которых около двух десятков продюсеров и сопродюсеров во главе с Ричардом Бренером, оператор Брэндон Трост и композитор Дэйв Портер («Во все тяжкие», «Лучше звоните Солу»), получилось весьма и весьма симпатичное драмеди, где комедийные моменты, точь в точь повторяющие кадры из фильма-прототипа, действительно смешны, а драматические трогают и ранят в самое сердце чувствительных фанатов. По-настоящему забавно видеть сцены и декорации, воссозданные мастерами-художниками, костюмерами и монтажёрами под чутким руководством Франко, до боли знакомые по «Комнате», полностью идентичные тем, что мы могли наблюдать в ней (кадры после титров тому доказательство, обязательно смотрите в оригинале – никакого синхронного перевода – акцент Вайсо из уст Франко надо прочувствовать). Все до единого персонажи, а в особенности Томми и Грег в исполнении актёрского дуэта братьев Джеймса и Дейва Франко, похожи на свои первообразы, что очень подкупает зрителя и делает происходящее необыкновенным.

«Горе-творец» — это не гротескная пародия, это самобытная и трогательная картина, созданная талантливо талантливыми людьми, которую не грех будет пересмотреть как-нибудь на досуге. А чтобы понять замысел этого творения, нужно своими глазами увидеть «Комнату». Так ли это плохо? О да, несомненно. Прекрасно ли это? В той же степени.

Pin It on Pinterest