В преддверии выборов президента России, которые должны состояться в марте 2018 года, хотелось бы вспомнить как проходили выборы депутатов муниципальных образований города Москвы летом 2017 года.

Единый день голосования в Москве Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости

Сушка явки

10 сентября 2017 года в столице проходили Выборы депутатов Советов депутатов муниципальных образований города Москвы с беспрецедентно низкой явкой в пункты голосования. Явка на выборы составила 14,82%. Сравним с данными прошлых лет. В 2016 году явка составила 35%, а в 2011 – 62%.

Кому и зачем выгодно такое низкое участи в выборах населения?

Оппозиция утверждает, что власти Москвы сделали все, чтобы сделать явку минимальной, так как при низкой активности на выборах стандартно побеждают кандидаты от властвующей партии. Политолог, доцент Факультета социальных наук Департамента политической науки НИУ ВШЭ, кандидат политических наук Александр Кынев прокомментировал данную ситуацию, назвав объективные и субъективные причины такого явления:

  • Объективные – низкая интеграция, социальная связь жителей отдельно взятого района. Люди живут в одном районе Москвы, учатся – в другом, работают – в третьем; проживание в одном районе менее 20 лет – все это влияет на низкую информированность о происходящем в конкретном муниципальном образовании.
  • Субъективные – конец 1990-х – начало 2000-х годов показали властям, насколько выгодна низкая явка выборов для имеющейся власти. Если активно не оповещать о выборах, то кто на них придет? Конечно же, сами, кто связан с этой властью: работники управляющих компаний и органов власти, служащие бюджетных организаций, правоохранительных органов и т.п. Для мобилизации этого сегмента достаточно указания начальников сверху, и они идут на выборы с ожидаемыми результатами. Административно зависимый контингент по районам Москвы в среднем составляет около 8-10% (в одних районах доля этих избирателей поднимается до 15%, в других – ниже 8%). Это так называемый «золотой контингент», который свои голоса отдает за имеющуюся власть при любых условиях. То есть, желая получить первенство на выборах, правящая власть должна минимизировать явку других избирателей, чтобы превалировала именно данная прослойка.

Как происходит сушка явки?

Снизить посещаемость на муниципальных выборах довольно просто: нет активной агитации – нет явки. Выборы 10 сентября 2017 года почти не было освещены в СМИ, минимум «бумажной» агитации (плакатов, листовок). В некоторых случаях наблюдалось специальное запутывание – в почтовые ящики клали листовки про пункты проведения выборов другого района, то есть если человек и решился прийти на выборы, то приходил в ненадлежащее место.

Место выборов должно быть визуально заметно – специальные знаки, указатели, флаги, шарики и прочее используется при желании привлечь проходящих мимо. Осенью решили обойтись без явных обозначений, чтобы пришел тот, кто надо.

Часто более высокие показатели по явке бывают при совмещении муниципальных выборов с федеральными. Но в 2017 году такого совпадения не было, что сразу снизило посещаемость.

Закономерным результатом таких действий стала победа правящей партии на Выборах депутатов муниципальных образований города Москвы.

Поделиться в соц. сетях

Этот материал оказался полезным?

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

06.01.2018 11:35

автор: