Мы уже писали, что в конце декабря, перед самым Новым Годом, аэропорт Внуково сделал традиционный подарок любителям авиации —  официальный ночной споттинг с внутренних площадок аэропорта — балкона закрытого терминала «D» и с крыши грузового терминала. Доставка споттеров в аэропорт осуществлялась на запущенном недавно ультрасовременном двухэтажном аэроэкспрессе, что было отличным дополнением к праздничному споттингу. Для споттеров зачастую поезда представляют не меньший интерес, чем самолеты.

Более 70 человек  несколько часов под пронизывающим ветром почти ни на миг не оставляли дорогую фото и видеотехнику без работы. Гул турбин садящихся и рулящих самолетов разбавляло щелканье затворов, стрекот вспышек, короткие разговоры за фотоохотой.

 

Так кто же они, споттеры?

Согласно определению слово «споттинг» (от англ. spot — «увидеть», «опознать») — это вид увлечения, заключающийся в наблюдении за транспортными средствами  и ведении их учёта. Часто, а в нынешнее время почти всегда, сопровождается съёмкой. В русском значении — разведка и выслеживание крупных средств передвижения. Бывает аэро-, трейн-, шип- и  автоспоттинг — отслеживание самолетов, поездов, кораблей и автомашин соответственно. Существует споттинг довольно давно, когда фототехника была доступна не всем, и начинался он с наличия у наблюдателя бинокля и блокнота, в котором отмечался бортовой номер, модель и тип транспортного средства.  Сейчас  же для увлеченных споттингом существует масса возможностей, от мощнейших телевиков со сложнейшей оптикой до радаров и компьютерных программ, таких как «Флайт-Радар», показывающих трассы движения кораблей и самолетов.

 

Споттеры — те, для кого фотоохота за самолетами и прочей техникой стала частью жизни — люди увлеченные, упорные и не боящиеся трудностей.  Ведь для того, чтоб найти удачный ракурс съемки, освоить новую спот-площадку и сделать интересные кадры порой приходится часами при любой погоде не выпускать тяжелого фотоаппарата из рук, принимать неудобные позы, лазать по кустам и оврагам вдоль забора аэродрома, преодолевать пешком не один километр.

 

Даже наш вечерний споттинг во Внуково, с официальных площадок, был не так уж и прост. Подъем по лестнице на крышу грузового терминала на высоту десятого этажа, несколько часов на непрекращающемся ветру, в клубах мелкой снежной пыли. А ведь погода была не самой холодной… Порой съемки здесь велись и при минус 20 градусах Цельсия.

Большинство спот-площадок не официальны. Они располагаются под взлетно-посадочной глиссадой аэропорта или аэродрома, максимально близко к взлетно-посадочной полосе. Так как доступ на территорию большинства аэропортов и аэродромов ограничен, то площадки располагаются вдоль забора. За это такой неофициальный споттинг получил второе название — «подзаборинг». Но, несмотря на специфичное название, никакого пренебрежения к такой фотоохоте нет. Ведь именно «из-под забора» и получатся порой самые эффектные кадры, именно «из-под забора» можно поймать в объектив правительственные борта или самолеты спецрейсов, к которым никогда не подпустят споттеров официальных, с разрешением на съемку на территории аэропорта.   Однако с таким фотографированием возникают порой сложности.  Дело в том, что правовое положение такого хобби как споттинг, не определено ни в одной стране. И охрана аэропортов и полиция порой инкриминируют его как хулиганство, попытки проникнуть на закрытые территории, нарушение неких существующих и несуществующих правил, а порой даже шпионаж. Причем с этими проблемам сталкиваются не только в России, но и на Западе, где это увлечение более известно и популярно. Так например  в 2001 году греческая полиция задержала 14 британских и нидерландских споттеров, ведущих съемки в окрестностях военно-воздушной  базы Каламата.  По начальному обвинению им грозил срок до 20 лет по статье «шпионаж», но впоследствии, после вмешательства европейских авиационных обществ, статья была заменена на «незаконный сбор информации» и их выпустили под залог в 9000 фунтов стерлингов.

В этом отношении фотоохота на поезда гораздо легче и проще. Фотографировать поезда можно прямо на вокзалах или зоне депо, или с насыпи у крупных железнодорожных развязок и узлов. Но вот официальный  споттинг на РЖД проводится редко. и приурочен чаще всего к запуску новой модели электропоездов. Так было с Ласточкой, Сапсаном, обновленными электропоездами на МЦК.

Официальный же авиаспоттинг явление не такое уж редкое. Правда начал свое развитие он относительно недавно. Первое официальное разрешение на фотографирование на территории аэропорта было получено энтузиастами-споттерами в 6 марта 2006 года в аэропорту Внуково. Вторым на это пошел аэропорт Домодедова, где состоялся первый в России массовый споттинг.  Это было в мае 2007 года. В том же году службой безопасности Московского авиаузла совместно с  фотографами, любителями авиации и споттерами начала разрабатывать варианты легализации фотовидеосъемок на периметре аэродромов и правила безопасности для споттеров на их территории. А с 2009 года проводить официальные фотомероприятия начинали  и региональные аэропорты.

Сейчас подобные мероприятия проводятся регулярно. Некоторые крупные из них приурочены к разным датам в истории авиации, к юбилейным датам аэропортов. В Домодедово проводится и детский споттинг, приуроченный к Дню Защиты Детей. К многим из таких дат организаторы выпускают и сувенирные брелки-бирки  в стилистике брелоков «Remove Before Flight», известных среди любителей авиации. Подобные аксессуары порой становятся предметом коллекционирования.

 

Официальный споттинг — это не только возможность сделать интересные фотографии воздушных судов, но и возможность познакомится с жизнью аэропорта, побывать в недоступных для взглядов простых пассажиров местах, побывать на некоторых бортах, которые не предназначены для стандартных пассажирских перевозок.

Основной «охотничий сезон» споттеров  конечно же весна и лето. Фототрофеи и впечаления о них еще появятся в наших публикациях.

 

 

Поделиться в соц. сетях

Этот материал оказался полезным?

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

30.12.2017 10:02

автор: