Ни один из российских фильмов последних лет не выстраивал  вокруг себя столько скандалов как «Матильда» Алексея Учителя. В первые дни его выхода в прокат зрителей в некоторых городах перед входом  в зал обыскивали металлоискателями. Возможно, боялись «православных активистов», которые накануне угрожали поджигать кинотеатры, где осмелятся демонстрировать крамольное кино.   К счастью, обошлось без эксцессов. Но «Матильда», несмотря на такую антирекламу, сработавшую как реклама, не стала лидером кинопроката. Во многих кинотеатрах одновременно показывали российскую сказку на новый лад «Последний богатырь», на которую действительно был аншлаг.   Если бы ни депутат Госдумы Наталья Поклонская, которая на протяжение почти  года пыталась запретить этот фильм, то зрителей он наверняка собрал бы еще меньше. Хотя, как знать, народ мог испугаться кары божьей, которую всем пообещал православный священник Чаплин, и решил — да ну ее, эту «Матильду». Скорей причина в другом — в не самом веселом для нашего государства историческом промежутке и личности героя фильма  — последнего российского императора Николая II. Зрителям обещали историческую драму о любви цесаревича  Николая II и балерины Матильды Кшесинской. Ну не совсем выгодный вариант, чтобы завлечь зрителя.

Фильм вряд ли оставит след среди шедевров отечественного кинематографа. Здесь нет какой -то необычной режиссерской работы, нет исторической достоверности, нет даже определенной идеи. Кому-то он нравится, кому-то нет, но у него есть свой зритель. С другой стороны, на то фильм и художественный, что подразумевает свое прочтение автором той же исторической «правды», той же личности Николая II. Получилась история любви, где-то сентиментальная, где-то чуть наивная. Средняя крепкая  мелодрама, в которой российский император ну никак не  унижается режиссером, напротив, выглядит человеком вполне приземленным, порой сентиментальным,  которому присущи те же чувства и страсти, что и его не миропомазанным  подданным. И уж совсем непонятно  чем здесь были оскорблены чувства православных верующих? Просто нельзя увидеть то, чего не было. Вообще-то мы живем в светском государстве и не  место церкви — вмешиваться в то, что не входит в  ее сферу  влияния. И уж совсем «хороши» представители православной веры, если одни угрожают поджигать кинотеатры, другие пытаются запретить неугодный им фильм, а третьи проклинают своих соотечественников от имени Господа! Это уже, извините, оголтелый экстремизм. Ну а сама церковь не особо и пыталась хотя бы приструнить свою разбушевавшуюся паству. Напротив, в разных городах проходили митинги протеста, где люди, надо полагать, считающие себя  православными  верующими, держали плакаты, порой с угрожающими надписями, требуя запретить фильм. которого они не видели, полагаясь при этом только на чье-то мнение (Поклонской, церкви?), которое те сформировали на основании просмотра  трейлера. Это нормально?

Теперь  давайте хоть немного попытаемся разобраться в канонизации самого Николая II. Понятно благоговейное уважение к миропомазаннику, к его трагической смерти. Поэтому церковь хотела выставить его ни как жертву политических репрессий, а как христианского мученика. Но, ведь была и его неудачная государственная политика, в том числе трагедия на Ходынке, Кровавое Воскресенье, Ленский расстрел, а также контакты с «дьяволом во плоти» Распутиным. Да и в момент расстрела Николай II уже не был императором, он добровольно отрекся от престола в переломный для отечества момент,  а стало быть не мог уже считаться и Божьим помазанником. Как канонизировать подобную личность? Есть в списке святости третий по старшинству чин после апостолов и бессребреников, это — благоверные (монархи   и удельные князья. , канонизированные  за свою благочестивую жизнь, дела по укреплению церкви и веры). Николай II, видимо, в эти рамки не вписывался. А потому с одобрения Священного Синода были прославлены  в Соборе новомучеников и исповедников российских в лике страстотерпцев император Николай II, императрица Александра, царевич Алексий, великие Княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия. То есть бывший император получил один из низших чинов святости — страстотерпца. Преимущественно  это наименование относится к лицам, которые приняли мученическую кончину не за христианскую веру, в отличие от мучеников и великомучеников, возможно даже от своих близких и единоверцев — в силу их злобы, корыстолюбия, коварства, заговора. При этом подчёркивается особый характер их подвига — беззлобие, что является одной из заповедей Ииисуса Христа. Это почти дословное  изложение понятия, кто может считаться страстотерпцем. Ну а своей  мученической кончиной экс — император получается  искупил все свои грехи. Выходит, он не христианский мученик, а для убийц он прежде всего был символом  ненавистной им императорской России. Но ведь вместе с царской семьей погибли и их слуги. Они в тот  момент исполняли свой профессиональный  долг перед государем, если уж говорить формальным языком. Они тоже достойны в таком случае канонизации? Но загвоздка в том, что у Русской Православной Церкви  не выработан чин прославления мирян, которые принимают мученическую смерть, оставаясь верными своему служебному или нравственному долгу. Церковь, якобы, помнит о всех безвинно погибших в годы смут и политических репрессий, и будет эту проблему решать. Ну а пока, как говорится, «что позволено Юпитеру, не дозволено быку».

Теперь нам пытаются выставить Николая  II в виде какой-то иконы, с которой, судя по всему, можно только сдувать пылинки, но  не дозволено даже говорить про него (тем более снимать фильмы)  без согласования с православной церковью. Ну может ей самой тогда заказать правильным режиссерам правдивый фильм об этом императоре? Какой в результате получится образ,  если соблюдать всю историческую правду? Интересно было бы посмотреть. Мы при этом, не являясь  православными верующими, в этот процесс  никак вмешиваться не будем, ни будем никому угрожать, собирать митинги протеста.  Напротив, с пониманием отнесемся к вашему мировоззрению, к выбору сюжета, исполнителю главного героя, прочтению  исторической правды  и с  удовольствием посмотрим ваш фильм.  При этом, по крайней мере, останемся  воспитанными людьми. Но, поверьте,  что  никогда не родится шедевр, если художник будет ограничен какими-то рамками, будь они религиозные, партийные, либо какие иные.

 

 

 

 

.

Поделиться в соц. сетях

Этот материал оказался полезным?

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

19.11.2017 10:20

автор:

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш e-mail не будет опубликован.Обязательные поля помечены *