СР-10 на МАКС-2017

Авиация объединяет. Именно эти слова приходят в голову, когда любовь к авиации организует нам встречу с одним из конструкторов КБ САТ (Современные Авиационные технологии) прямо в ангаре самолета, на котором летаем.

Евгений Геннадьевич Сутормин — инженер-авиаконструктор, участвовавший в создании нескольких СЛА (сверхлегких летательных аппаратов).   Разрабатывает он и специальные программы для работы с авиационными системами и расчетов при построении авиачертежей. На аэродром он приехал понаблюдать облет небольшого сверхлегкого самолета авторской сборки. Но между предполетным осмотром самолета в ангаре и его вылетом нам удалось взять интервью, задать несколько вопросов о самой запоминающейся новинке авиасалона МАКС-2017 — самолете с обратной стреловидностью крыла СР-10. Евгений Сутормин — ведущий конструктор по системам этой машины.

Началась история СР-10 с выкупа чертежей учебных реактивных самолетов Як-30 и Як-32, в свое время не прошедших отбор на серийное производство. В начале 60 -х годов прошлого века предпочтение было отдано L-39 (Альбатрос) за его большую выносливость и прочность.

Постепенно Альбатросы стали устаревать, и встал вопрос о создании более современного учебного реактивного самолета, менее дорогого и сложного в эксплуатации, чем Як-130,  основной учебный самолет Российских ВКС на данный момент. Тогда Михаил Петрович Симонов, авиаконструктор КБ «Сухого», принимавший участие и в разработке знаменитого Су-47 (Беркут) с обратной стреловидностью крыла,  и предложил проект учебного самолета, похожего на «Беркут». У проектируемого самолета была куда меньшая масса  меньший угол обратной стреловидности, что делало его универсальным в обучении. В последствии, после ряда доработок, на основе Як-30 и чертежей, предложенных Симоновым, и был создан СР-10, отвечающий самым современным требованиям аэродинамики и безопасности. СР-10, благодаря крылу обратной стреловидности — самолет с отличным углом атаки на медленной скорости. Так же он  имеет хорошую тяговооруженность за счет двухконтурного  турбореактивного  двигателя АИ-25ТСР (модификация АИ-25ТЛ) тягой 1750 кгс. По своей простоте управления и техническим показателям СР -10 близок к популярному «Альбатросу» и занимает промежуточное звено между  пилотажным поршневым самолетом Як-52 и учебно-штурмовым Як-130, который по мощности и сложности максимально приближен к боевым машинам.

Планируется, что «Беркутенок», как часто называют СР-10 за сходство со «старшим» собратом, сумеет стать прямой  заменой L-39 не только в учебных частях ВКС, но и как спортивно-пилотажная машина в выступлениях пилотов и пилотажных групп на авиасалонах и в спортивной авиации.

Стоит так же отметить, что интерес ВКС к СР-10 и запуск его в серийное производство — явление по-своему уникальное. КБ САТ является, по сути, частным предприятием, первым из частных авиационных КБ вышедшим на уровень контракта с военными, ранее сотрудничавшими только с государственными КБ «Сухой» и «РСК-МиГ».

 

Поделиться в соц. сетях

Этот материал оказался полезным?

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

30.10.2017 10:00

автор: