31 августа 1947 года, 70 лет назад, летчик-испытатель Павел Володин поднял в воздух первый самолет Ан-2, многоцелевой одномоторный биплан.

Машина была разработана в отделении АКБ Яковлева, в Новосибирском авиазаводе имени Чкалова, где тогда работал и которым руководил  авиаконструктор Антонов.

Создавался Ан-2 в первую очередь как сельскохозяйственный самолет, способный к полетам в сложных условиях, нетребовательный к условиям взлета и посадки и несложный в техническом обслуживании.

Первый Ан-2. фото 1948 года

Первые прототипы носили название СХА. Именно так и называлась машина, поднятая в воздух Володиным. Самолет совершил два больших круга и сел. Весь полет занял менее получаса. Но уже в декабре 1947 машина получила имя Ан-2 ( В классификации кодов НАТО Colt — «Жеребёнок»)и поступила на государственные летные испытания. Они длились неполный год, и в августе 1948 года самолет был принят на вооружение ВВС и на снабжение Министерства сельского хозяйства. Первое серийное производство было организовано в Киеве, было выпущено 185 машин.

Ан-2 в типичной военной расцветке

Вряд ли тогда кто-то предполагал, что неуклюжий с виду биплан попадет в книгу рекордов Гиннеса как самый долго выпускаемый самолет. Именно Ан-2 является единственным летательным аппаратом, выпускаемым более 60 лет без серьезных модификаций модели.

Ан-2 производился на многих авиазаводах СССР до 1971 года.  В Польше он выпускался с 1960 по 2002 год. В Китае  с 1956 выпускают  модификацию Ан-2, практически не отличимую от привычного «Кукурузника» — все отличие только в двигателе. Всего за  юбилейные 70 лет выпущено больше  18 тысяч самолетов.

Уникальность такого длительного периода активной и массовой эксплуатации заключается в уникальных летных качествах машины. Широкий диапазон температур, короткая взлетная дистанция, устойчивость в воздухе делают Ан-2 незаменимым во многих отраслях. Большая относительная площадь несущих поверхностей почти исключает «сваливаемость» машины на малых скоростях. При встречном ветре около 50 км/ч Ан-2 может практически «зависать на месте», паря над фиксированной точкой земли, что обеспечивает возможность управляемой посадки при неисправном двигателе только за счет планирования самолета. И все это — при грузоподъемности до двух тонн.

А вот так описывает советского «Жеребенка» авиаинженер и известный летный эксперт британец Берни Лейтон: «Он до сих пор эксплуатируется только потому, что ему просто нет равных. Если вам нужно перевезти по воздуху с десяток солдат, коммерческих пассажиров или, скажем, коз из одного богом забытого места в другое, выбор у вас невелик: или Ан-2, или вертолет.  Но в вертолет влезает меньше. Даже при скорости 40 км/ч самолет остается полностью управляемым, даже если пилот сядет за штурвал задом наперед.  (…)Как результат, Ан-2 широко используется школами подготовки парашютистов и скайдайверов. При определенных условиях самолет может буквально парить над землей. Если встречный ветер достаточно силен, самолет будет зависать относительно земли, а иногда кажется  двигаться хвостом вперед, не теряя управляемости».

На аэродроме «Черное»

Ан-2 и его множественные модификации использовались  и используются как транспортные борта, в пожарной и медицинской авиации, для обучения пилотированию  и для парашютных прыжков.  Были и есть летающие лаборатории на базе «Аннушек». Для метеорологической разведки создана версия с дополнительной обзорной кабиной перед горизонтальным хвостовым оперением. В случае необходимости этот самолет можно превратить в сверхлегкий штурмовик, разместив на подвесах НУРСы и бомбы там, где обычно крепятся баки для аэрозольной обработки посевов. Он, конечно, будет тихоходным, но точность попадания будет обеспечена.

Ан-2 восстановелнный студентами МАИ

В Советском Союзе «Аннушка» широко использовалась и как пассажирский борт для региональных перевозок. Хотя салон был оборудован безо всяких удобств, да и шумоизоляция такая, что даже сам Антонов называл свое детище » консервной банкой с крыльями», люди отзывались о самолете очень тепло. Во многом это объяснялось доступностью билета и тем, что порой только самолет связывал жителей какой-нибудь глухомани с «Большой Землей».

Может Ан-2 быть превращенным и в гидроплан. Для этого вместо шасси крепятся специальные поплавки. На них же он способен совершать посадку и в заболоченной местности, и в рыхлом снегу.

ТТХ Ан-2  и сейчас более чем  хороши для класса средних винтовых транспортных самолетов Взлетный вес – 5,5 тонны при массе полезной нагрузки до 2 тонн. Пространство для груза длиной 4,1 м. Средняя пассажировместимость – 12 человек. Для взлета хватает грунтовой площадки длиной в двести с небольшим метров, а для посадки  и того меньше Потолок высоты 4200, но обычно полет проходит на меньших высотах. Крейсерская скорость составляет 180 км/ч, максимальная с полной нагрузкой достигает 235 км/ч  при беспосадочном перегоне до 1000км.

Самолеты Антонова оказались столь перспективными и удобными, что авиаконструкторы уже в наше время решили вернуться к такому «формату» самолета, разумеется, внеся ряд правок в соответствии со временем.

ТВС-2 МС на МАКС-2013 

Так появились самолеты ТВС-2 МС, разработанный в Сибирском научно-исследовательском институте авиации (СибНИА) им. С. А. Чаплыгина. Он сделан из более выгодных материалов, получил новый двигатель, электронную авионику и вдвое увеличил дальность полёта, и максимальную скорость до  300 км/ч, но сохранил при этом всю свою авиационно-конструкторские родовые черты Ан-2, включая нетребовательность к полосе и условиям полета. Он был представлен на МАКС-2013. А на МАКС-2017 был представлен уже «внук» Ан-2, самолет ТВС-2ДТС, почти полностью созданный из композитных материалов и полностью отвечающий современным требованиям по безопасности, экологичности и комфорту полета. Крыло этого биплана сформировано замкнутым контуром без расчалок.

 

ТВС-2Д

ТВС-2ДТС  на МАКС-2017

К 2017 году на территории Российской Федерации в исправном состоянии пребывают менее полутора тысяч Ан-2. И никто не знает, какое количество этих самолетов постепенно догнивает брошенными на старых аэродромах или военных базах.

Но находятся люди, кто своими силами или с помощью профессионалов восстанавливают борта, дарит им вторую жизнь не только в качестве экспонатов на статических авиавыставках, но и поднимает их в воздух.

Ан-2 а процессе реставрации

 

В Центральном регионе одним из мест, где восстанавливают «Кукурузники»,является Московский авиаремонтный завод в городе Балашиха, Черное.

Здесь, как и на множестве других аэродромов по всей России и не только России, в субботу  прошел авиаслет, посвященный юбилею первого полета легендарной машины

 

Моноплан «Тайга»на базе Ан-2

На нем присутствовали около полутора десятков Ан-2 разных модификаций и разного назначения. Был на экспозиции и моноплан на основе Ан-2,  и малая авиация общего назначения.

К сожалению, в связи с трагическим происшествием, летная программа была выполнена в сокращенном варианте, но гости смогли ознакомится со всем многообразием рабочих «Аннушек» на статической выставке.

 

 

 

 

Поделиться в соц. сетях

Этот материал оказался полезным?

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

03.09.2017 10:00

автор: