Авиасалон МАКС – это не только праздник  и яркое  авиашоу, но и площадка для  решения  многих серьезных проблем. Вот и наболевшая  проблема  малой авиации и авиации общего назначения тоже  обсуждалась на круглом столе во время  авиасалона.

Пилоты, присутствовавшие на этом круглом столе, единогласно и довольно резко высказались в адрес нынешнего главы  Росавиации Нерадько. Так, Магомет Толбоев, летчик и космонавт — испытатель,  заслуженный  Президент АОА «Авиасалон»,  в открытую назвал его преступником и врагом авиации в  России номер один, пообещав  повторить эти слова  в эфире Первого канала. Все его выступление было пропитано насыщенными эмоциями, и не смотря на резкость, было очень по существу.  Озвученные  им проблемы  малой авиации и авиации общего назначения  повторяли в своих докладах и остальные  участники. Их мнение  единодушно совпадало в одном – когда  уйдет Нерадько, «закончится это мракобесие и люди вздохнут облегченно».

Откуда же такая резкость высказывания у  зрелых и явно умеющих держать себя в руках пилотов?

«Мы всегда хотим быть свободными. Мы хотим летать и лучше,  чем летать, свободы не бывает. Счастье  летчика  — зеленая трава  аэродрома  под ногами и синева неба» — эти слова М. Толбоева просто квинтэссенция того, чем живут пилоты. И именно этого они не могут получить  сейчас на законных основаниях, имея к этому все  логические  предпосылки. Судите сами : пилоты, которые  по два, три, четыре десятка лет в небе, не могут получить действующую лицензию пилота в  Росавиации лишь по одной  причине  — ее стоимости. В  частном  порядке  получение лицензий не работает, нельзя  просто явиться на  экзамен и подтвердить свои навыки и знания, чтобы  получить ее,  необходимо обязательно пойти в АУЦ. При этом то, что ты  не первый  год летаешь, не имеет  значения. А  стоимость курса  в АУЦах  исчисляется  сотнями тысяч, и это только на частного пилота. На коммерческого, то есть того, кто мог бы легально возить пассажиров и катать  людей  на  воздушных прогулках,  еще дороже. И это для тех, кто имел  лицензии пилота еще  в ДОСААФ в  советские времена, и с тех пор не прекращал практически летать. До недавнего времени эти пилоты  имели  лицензии, кстати. Их выдавала  ФЛА на  основании международных правил, но эта организация была  закрыта  усилиями Росавиации. Ситуация, созданная  сейчас, прямо говорит – плати и ты  пилот. Если же ты не можешь заплатить несколько сотен тысяч  рублей как минимум  — ну, значит не  пилот. Фактически  взамен оценки  летных  навыков идет оценка  платежеспособности человека, потому что пройти  двух-трех месячный  курс  в  АУЦе  и сдать экзамены  не так уж сложно, и  проходят их почти все, кто начал учиться. Только выходят из АУЦа  новички, которые  только-только осваивают небо и которым  еще многое узнавать и узнавать, а те, кто давно в разы  превосходит  их по мастерству, остаются  без лицензий.  Конечно, получение  любой  лицензии стоит денег, но такая  цена  несоизмеримо велика. Фактически, это создают ситуацию, когда российская  малая  авиация должна или погибнуть или «уйти в тень», что и вынуждены делать многие.  И это не потому, что люди хотят нарушать  закон, а потому что им не оставляют выбора.  По закону, кстати,  сдача  экзаменов в частном  порядке  допустима, но реализовать это право на практике невозможно.

Сейчас  ситуация  за гранью маразма. Командир Боинга, линейный  пилот и КВС  747-го,  не может нормально получить  свидетельство на   легкий  вертолет и вынужден ехать в Латвию получать его там и валидировать в России, так как отказать в валидации уже  полученного международного свидетельства  гораздо сложнее, практически не возможно, если только пилот в самом деле умеет летать.

Также у нас  сейчас невозможно получить  сертификат эксплуатанта, даже если  есть слг на самолет,  то самое  PPL (лицензия  частного пилота) и  регистрация  ИП. Нужно взять еще управляющего,  ответственного за  авиационную безопасность и тп. То есть куча бессмысленных затрат, куча  лишних сотрудников. Хотя во всем   мире это давно возможно, и есть различные  виды  сертификатов для эксплуатантов, в том  числе и свидетельство, по которому  частник может спокойно летать как  аэротакси. У  нас  в законодательстве на эту  тему  просто пробел, который  надо закрывать. Фактически, это просто дыра – и в законе, и, как следствие, в  бюджете страны, ведь нормальная  легализация  таких перевозок  принесла бы доход не только самим пилотам, но и государству  путем налоговых вычетов.

Пути исправления этой  плачевной  ситуации на  круглом столе также были  предложены:  возможность нормально сдавать на  лицензии после  обучения в частном порядке, возможность получения  сертификатов эксплуатанта, по которым  пилот может работать  на своем  самолете в  частном порядке,  помощь и поддержка  развития  аэродромов  малой  авиации, в  том  числе проект  пятилетнего освобождения от налогового бремени на  период становления нового аэродрома, что необходимо для  полноценного развития  сети аэродромов малой  авиации по всей  России и ряд других решений.

Хочется надеяться, что все эти инициативы будут доведены до государственных органов, и вкупе  с инициативами ОНАДА, которые более  ориентированы на решение  трудностей бизнес-авиации, которая  вплотную пересекается  с  АОН, они наконец дадут тот результат, которого  так ждут все пилоты  малой  авиации в  России  — возможность нормального законного осуществления  своей деятельности, возможность развития  малой авиации в России и  возвращения ее на тот уровень, на  котором она находилась прежде.

 

Поделиться в соц. сетях

Этот материал оказался полезным?

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

28.07.2017 10:00

автор: