В конце июня триумфально завершился уже 39-ый по счёту Московский международный кинофестиваль, проходивший по традиции в знаменитом кинотеатре «Октябрь» на Новом Арбате. Одной из самых ярких и нетривиальных картин, представленных в основной конкурсной программе, явилась картина болгарского дуэта режиссёров Кристины Грожевой и Петара Вылчанова, известных российскому зрителю, прежде всего, по драме «Урок», получившей в 2014 году на престижном фестивале в Сан-Себастьяне премию «Kutxa» (лучшему режиссёру-дебютанту).

«Слава» — это пример современного болгарского кинематографа, который открыто и смело рассказывает о том, чего стоит человеческое достоинство, как легко его обесценить и как легко стереть человека в пыль, и какой непростой становится битва одного человека против системы. Впечатление после просмотра остаются сугубо положительные: лента изобилует как высококлассным юмором, так и атмосферой саспенса – такого своего рода томительного нервного ожидания. Но нет, фильм нисколько не затянут, тут всего в меру – зритель, по ходу просмотра начавший рефлексировать, попросту не успевает заскучать. Если рассматривать картину детально, стоит акцентировать внимание на том факте, что в «Славе» отсутствуют какие-либо компьютерные визуальные эффекты. Команда картины всецело полагается на мастерство актёров и проникновенность сюжета, которому могут позавидовать многие голливудские и отечественные блокбастеры. Грожевой и Вылчанову удалось создать на экране запоминающийся образ такого персонажа, которому зрители просто вынуждены соболезновать: Цанко, такой себе выходец из низших слоёв, кроме того, ещё и имеющий проблемы с дикцией, ничего, кроме жалости не вызывает. Авторы не ставят самоцелью раскрытие героя, практически ничего не рассказывают о его прошлом. Нам известно лишь то, что Петров живёт скромно, в полном одиночестве, но при этом ни коем образом не пытается улучшить своё существование. «Слава» — картина о «маленьком человеке» нового времени; можно даже попытаться провести мысленные параллели между образом главного героя данной ленты и пушкинским Самсоном Выриным, персонажем повести «Станционный смотритель». Не правда ли, у них есть что-то общее?

История, происходящая и описываемая в данной ленте, не нова, однако её переосмысление с учётом особенностей местного болгарского кинематографа приятно удивляет. Так, режиссёры делают акцент на культурных особенностях героев, их ментальности. Всё это сделано очень грамотно, без особой вычурности, но, в то же время, с чувством такта. Столкнувшись с нечеловеческой несправедливостью, герой картины констатирует, что виной всему национальный менталитет. Правда в том, что данный факт никого не удивляет, ведь все настолько привыкли к сложившейся ситуации, что мутить воду и восставать против системы они попросту неспособны. А толку? Цанко становится жертвой жестокой реальности, в которой уже нет места ни моральным устоям, ни нравственности – всепоглощающая жажда наживы и алчность превалируют и делают главного героя картины марионеткой в чужих руках.

Нет особого смысла отдельно затрагивать особенности картинки или той же самой музыкальной составляющей —  бюджетные ограничения вынудили создателей «Славы» быть предельно экономными и распределять средства рационально, к тому же среди компаний, занимающихся выпуском и производством фильма, нет как таковых «гигантов».

Важно упомянуть и то, что в съёмках были задействованы десятки непрофессиональных актёров, что неудивительно, ведь бюджет у картины не особо велик, как, собственно, и сборы. Маргита Гошева, исполнившая главную женскую роль в «Славе», наверное, самая мастеровитая и знаменитая актриса, которую мы можем видеть на экране – она уже успела сыграть в таких известных в Болгарии фильмах, как «Расследование» Иглики Трифоновой и том же самом «Уроке», о котором речь шла выше. Образ Цанко Петрова, путейца и жертвы обстоятельств, блистательно воплотил на экране Стефан Денолюбов (Stefan Denolyubov), для которого эта роль стала всего лишь пятой за всю его актёрскую карьеру.

Как это ни печально, подобному авторскому кино практически невозможно вырваться в международный прокат. Фильмы, снятые в странах Восточной Европы без поддержки из-за рубежа, как правило, не покидают местный кинорынок. «Слава» — не исключение. За вычетом показов на Московском кинофестивале, фестивалях в Стамбуле, Вильнюсе, Минске и Софии, и показов в посольствах и консульствах Болгарии, ему не чем похвастаться.

«Слава» — пронзительно искренняя история, снятая и сыгранная без нарочитости социальная драма, западает в душу и заставляет задумываться и сопереживать героям, образы которых, вероятно, запомнятся надолго. «Слава» —  самобытная, по-своему притягательная картина, которая, безусловно, заслуживает внимания.

Поделиться в соц. сетях

Этот материал оказался полезным?

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

15.07.2017 18:00

автор: